Столетняя война: вторая стадия

Rate this post

На второй стадии Столетней войны во Франции рыцарская культура вошла в резкое противоречие с реалиями войны. Понятия о чести требовали принимать бой, тогда как опыт подсказывал избегать битв, в которых нет шанса победить. В результате на полководцев ложилась колоссальная психологическая нагрузка. Им приходилось выбирать между рыцарской честью и здравым смыслом. Рыцарям, привыкшим сражаться в конном строю, все чаще и чаще приходилось спешиваться.

Капании по-прежнему состояли в основном из набегов на территорию противника, стычек и осад. Впрочем, французы одержали ряд побед в небольших сражениях, что благоприятно сказалось на их боевом духе. Обычно воины действовали в пешем строю, в полных доспехах и вооружаясь короткими копьями и секирами. Французы старались взять под контроль ключевые переправы, небольшие мобильные отряды французов по ночам наносили беспокоящие удары по тылам английских колонн. Другой целью французов были английские отряды, ведущие осаду французских крепостей.

Французы применили свою новую тактику и в битве при Роозбеке в 1382 году. В битве с каждой стороны участвовали крупные армии численностью по 50.000 человек. Армия повстанцев из Гента состояла в основном из пешего ополчения, тогда как французы были представлены спешенными рыцарями, а также небольшими конными и пешими отрядами, прикрывающими фланги. Считая, что единственный шанс на победу заключен в отчаянной атаке, гентские повстанцы предприняли массированный штурм французских позиций. Однако французы выдержали удар, тогда как фланговые отряды окружили противника, после чего армия повстанцев была практически полностью уничтожена.

Англичане также совершали опустошительные набеги на территорию Франции. Их целью было не только захват трофеев и нанесение противнику материального урона. Англичане также старались вынудить французов дать генеральное сражение, которого французы старательно избегали. Французские рыцари стойко сносили английские насмешки в свой адрес, но для простых крестьян такие набеги были настоящим кошмаром. В песне так называемого шансонье из Байё пелось: «В герцогстве Нормандия столько грабежей, что грабить уже некого. Господи, дай же Нормандии мир».

Конница, 1415-1335 гг.
Конница, 1415-1335 гг.

1. Жанна д`Арк, 1430 г.

Жанна д`Арк без сомнения была харизматическим лидером, хотя при ней было несколько мужчин, знающих специфику армии и способных претворить ее вдохновенные призывы в реальные дела. Жанна изображена в женском костюме среднего класса. Ее голова непокрыта, волосы распущены – не надо забывать, что она дева. На боку висит меч. Бретонский воин на заднем плане держит в руках знамя Жанны. Это знамя изображено на единственном дошедшем до нас прижизненном рисунке Жанны. Ее щит реконструирован по описаниям.

2. Французский рыцарь, 1440 г.

Франтовато одетый рыцарь демонстрирует свою состоятельность. На нем расшитый жемчугом бархатный берет. Табард украшен гербами Гильома де Флави, капитана Компьена, сражавшегося под знаменем Жанны д`Арк. Рыцарь демонстрирует Жанне свои музыкальные способности. На сюрко с раздутыми рукавами также повторяется герб де Флави. Рыцарь облачен в полные доспехи, у его ног стоит большой бацинет. На боку виден кинжал-баллок, кроме того, рыцарь вооружен мечом и секирой.

3. Бретонский воин, 1450 г.

К середине XV века большинство рыцарей перестало носить сюрко поверх доспехов. Тем не менее, в качестве опознавательного знака на груди воин носит лоскут белой ткани с черным бретонским крестом. Доспехи состоят из салета с забралом и бевором, полной итальянской кирасы, а также пластинчатых доспехов для рук и ног. Обратите внимание на позолоченные головки заклепок. Конь не защищен доспехами.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *