Рыцарские идеалы

Rate this post

Тем временем количество рыцарей росло. Совершенствовались внутренние качества, которые требовала церковь от каждого рыцаря. В XI веке к ним относились воздержание от грабежа и убийств, а также целомудрие, чему способствовало распространение культа возвышенной любви. Существовали определенные правила поведения, согласно которому рыцарь должен быть внимателен и милосерден по отношению к своим товарищам по оружию, щедрым (особенно к менестрелям, прославлявшим рыцарские идеалы) и преданным другом. Он должен быть сильным и хорошо владеть оружием, защищать слабых и быть послушным сыном церкви.

В XI веке священники возобновили обряд посвящения в рыцари, чтобы хоть как-то обуздать непокорных воинов-«милитов». Нравственные затруднения, с которыми сталкивался любой рыцарь, были естественны для той роли, которую он играл в обществе, будучи воином, находившимся на службе у лорда. Это ясно осознавали преданные церкви люди, подобные отшельнику Стефану Мюрею, который писал:

«Богу угодно, чтобы человек, вовлеченный в греховное предприятие, по возможности удерживал себя от зла. Это можно сделать следующим образом. Если рыцарь отправляется в поход по приказу своего лорда, которому он не может отказать в повиновении, и при этом хочет оставаться верным Богу, он должен так молиться в своем сердце: «Господи! Мое самое большое желание – сохранить верность Тебе, устраняя зло и служа добру, насколько это будет в моих силах!»

Тем временем движение «За мир в Боге» распространилось по всей Франции. Посвященные в рыцари «милиты» подчинились новому порядку на удивление легко; возможно потому, что церковь выразила готовность официально признать их новый статус.

Владение значительными материальными ценностями заставило рыцарей учредить особый рыцарский кодекс и покровительствовать трубадурам севера и юга. XII век часто считают «золотым веком» рыцарства, так как в то время это общественный класс находился под влиянием церкви. Но люди того времени не считали свое столетие золотым веком. Война, даже ведущаяся против христианского народа, могла быть очень жестокой. Казнь короля Людовика VI защитниками Креси-сюр-Сэр в 1115 году была одним из примеров часто применяемой тактики. К тому же, столь милые рыцарским сердцам дамы XII века далеко не всегда оказывались теми нежными садовыми цветами, которыми рисовали их песни трубадуров. Есть немало примеров, когда женщины самостоятельно защищали свои замки в отсутствие мужей. Благодаря тому, что до XIII века на рыцарей оказывали влияние три силы – феодальные ценности, церковь и женщины, рыцарство до сих пор считается типичным для средневековой Европы. Требование учтивого обращения с женщинами было добавлено в XII веке. По мере распространения культа возвышенной любви, пребывание в состоянии влюбленности стало еще одним достоинством рыцаря. Однако, все возрастающая жестокость войн и участие в них в XIV-XV веках большого количества непрофессиональных воинов сделали рыцарские идеалы неуместными.

Обряд посвящения в рыцари, 1328 год
Обряд посвящения в рыцари, 1328 год

1. Французский барон
На голове у лорда шляпа сложного фасона. На нем надета туника, а поверх ее – плащ с широкими рукавами.

2. Французский сквайр, посвящаемый в рыцари
На молодом человеке, посвящаемом в рыцари, надета более короткая туника, чем у лорда и рыцаря, стоящих рядом с ним. На поясе у сквайра висит меч с утолщенным лезвием, который мог пробивать доспехи. Способ прикрепления ножен к поясу для ношения меча, вероятно, позаимствован французами у каталонцев.

3. Французский рыцарь
На этом рыцаре мы видим басцинет и массивный бевор, прикрывавший плечи и шею. Руки защищены железными рукавицами, ноги – железными поножами. К поясу подвешен кинжал и боевой кавалерийский меч.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *