Боевой дух армии Каролингов

Rate this post

Наиболее динамичное развитие в эпоху Каролингов претерпела тактика лучников. В первые десятилетия XI в. луки играли важную роль в обороне восточной границы. Здесь франкам пришлось столкнуться с азиатскими кочевниками, которые выступали в роли конных лучников. В ответ конные лучники появились и у франков, упоминаются конные лучники из Фульдского аббатства. Скорее всего это были обычные лучники, перемещавшиеся верхом, но ведущими бой в пешем строю. В VIII в. алеманы использовали большие луки из тиса. По длине эти луки были выше человеческого роста. Такое оружие можно было использовать только стоя на земле.

Флаги
Флаги. 1. Карл Великий получает флаг из рук Св. Петра, 2-3. Флаги из «Золотой Псалтири», 4. «Псалтирь св. Бертины», 5. «Беатус», 6-7. «Беатус».

Франки, осевшие в Галлии, переняли римский композитный лук, но к XI в. об этих луках уже почти повсюду забыли, кроме Италии и юга Франции. На их место пришли короткие простые деревянные луки. Кроме конных лучников, Каролинги переняли у авар деревянное седло с высокой передней лукой. Византийцы также переняли такое седло, хотя, может быть, не у авар, а у мадьяр в X в.

Наконец, остается вопрос об осадной технике. И здесь франки многому научились у аваров. Меровинги и первые Арнульфинги применяли тараны и штурмовые лестницы при штурме крепостей. Авары применяли китайские метательные машины мангонели. Вскоре мангонели переняли византийцы, а у тех – франки Карла Великого. Кроме того, франки могли узнать о мангонелях у мусульман в Испании и на юге Франции.

Уровень подготовки воина Каролингов напрямую зависел от его статуса. Все мужчины так или иначе умели обращаться с оружием, поскольку охота была всеобщим и повседневным занятием. Дети знати имели игрушечное оружие, их учили верховой езде и приучали к тяготам походной жизни. Уже подростками они учились пользоваться дротиком, луком и мечом. Конные воины учились наносить удары копьем по муляжам – квинтенам. Для подготовки проводились военные игры. Примером таких игр могут служить causa exercitii. Эта разновидность игр заключалась в том, что формировались два примерно равных по численности отряда, как правило, имевших резкое различие по этническому или родовому признаку. Один отряд переходил в атаку, метая оружие и другим образом демонстрируя свое мастерство. В последний момент наступающие останавливались, и, прикрыв спины щитами, отступали. После этого аналогичные действия повторяла вторая сторона. Аналогичную игру практиковали в Византии и на западе исламского ареала. Возможно, эти игры выросли из германских военных игр, хотя вопрос остается открытым.

Управление на поле боя осуществлялось с помощью труб. Игра труб также позволяла сохранить боевой дух. Знамена использовались как точки сбора и указатели направления атаки, поэтому их держали или в глубине строя или в передних рядах. Важность поддержания дисциплины была известна, по-видимому, Карл Великий считал идеалом римскую армию. Солдатам и командирам не разрешалось носить излишне роскошные вещи и украшения.

Высокий боевой дух армии Каролингов объяснялся постоянными военными успехами и возможностью для солдат сделать карьеру. Если погибал командир, солдаты часто стремились погибнуть вместе с ним. Этническая и племенная солидарность способствовала взаимовыручке. Парадоксальным образом, Карл Великий попытался ограничить влиятельность герцогов, чья власть покоилась на племенных отношениях, превратив их в военных лидеров. Карл Великий предпочитал, чтобы боевой дух его армии базировался на христианских принципах. Во многих областях его империи христианство еще не пустило глубокие корни, а местами господствовало язычество. Даже во Франции франки еще не были полностью крещены вплоть до VIII века. Тем не менее, военная мощь духовенства была очень велика. В Аквитании некоторые священники даже умели метать дротики. Поскольку роскошь в армии не одобрялась, простые рясы священников служили примером для солдат. После боя священники отпевали погибших и помогали немногочисленным медикам обрабатывать раны.

«Штутгартская Псалтирь», 825 г
«Штутгартская Псалтирь», 825 г. У седла нет стремян, большинство ученых считает, что доспехи чешуйчатые.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *