Содержание:
Конница гетайров
Гетайры составляли главное подразделение армии и набирались из знатной македонской молодежи. Диодор сообщает, что в начале похода гетайров насчитывалось 1800 человек, но, возможно, что некоторые илы гетайров были оставлены в Македонии.
Все гетайры были поделены на восемь ил; царская ила (basilike He) была агемой (agema) — авангардным подразделением гетайров, занимавшим почетное место во главе боевой линии. Царская ила, в рядах которой сражались «личные гетайры», отличалась двойной численностью воинского состава. Остальные семь ил имели по 200 всадников. Они пристраивались к царской иле слева, ежедневно меняя последовательность своего расположения. Илы называются в текстах по именам своих командиров, однако каждая была набрана в определенном районе Македонии, и их официальные наименования были, видимо, территориальными. В Азии мы видим илы из Боттиэи, Амфиполя, Аполлонии, Анфема, а также так называемую Левгейскую илу; ила из Верхней Македонии упоминается в связи с Балканской кампанией. Другие илы никак не названы.

Двое всадников на «Саркофаге Александра» могут быть идентифицированы как гетайры. Оба воина одеты в пурпурные туники с длинными рукавами и желто-золотые плащи с пурпурной каймой. Плащ-хламида {chlamys) — македонского типа, поэтому всадники являются македонцами, а цвета их одежды заставляют думать об элитном подразделении. Свидетельство Диодора, что после смерти Дария Александр дал гетайрам персидские плащи с пурпурной каймой, также подтверждает наши догадки. Аналогичные сочетания цветов встречаются и в изображениях воинов эллинистического времени, которые также могут быть идентифицированы как гетайры.
На помпейской мозаике Александр одет как офицер конницы гетайров. Он изображен (несомненно, по воле художника) с обнаженной головой, однако небольшая мраморная голова Александра (обломок изображавшего боевую сцену рельефа) покрыта шлемом беотийского типа, принятым в коннице. Вместо обычных цветовых сочетаний одежды гетайров на мозаике царь одет в пурпурный плащ, предположительно с желто-золотой каймой — такая расцветка была знаком «личных гетайров» или «друзей». Можно предположить, что обычные воины подразделения гетайров также носили белые панцири, аналогичные царскому, представленному на мозаике, обхватывая его поясом цвета, принятого в иле. Панцирь был сделан из небольших металлических пластин, нашитых или подшитых с изнанки ко льну или коже, в данном случае белого цвета. Такая конструкция панциря делала его более мягким, но в то же время и более гибким. Длина ксистона Александра была, вероятно, увеличена автором мозаики для улучшения композиции.
Фессалийская конница
В источниках часто указывается, что фессалийцы были лучшей конницей во всей армии. Это неудивительно, особенно если учесть, что их подразделение формировалось из представителей фессалийской аристократии — лучших всадников Греции. По политическим и социальным соображениям на первое место в армии были выдвинуты гетайры, сражавшиеся под командованием Александра, а фессалийцы занимали следующее по важности место на левом фланге.
Диодор говорит, что при высадке в Азии фессалийская конница насчитывала 1800 всадников. Это соответствует численности конницы гетайров, и можно предположить, что фессалийцы были аналогичным образом организованы в восемь ил. Авангардом была ила из Фарсала — «самая многочисленная и лучшая», как сообщает Арриан которая составляла в сражении при Гавгамелах личную охрану Пармениона. Это был фессалийский аналог царской илы гетайров, и возможно, что в нее входили 400 всадников. Наименования остальных семи ил историкам неизвестны, но очевидно, что в их названиях были отражены основные города Фессалии, из которых они были набраны, например Ларисса, Феры, Трикка, Фаркадон, Пелинна, Олоосон и Филиппы/Филиппополь — бывшие Гомфы. В Гордионе в армию было доставлено 200 фессалийских лошадей, однако они были нужны для восполнения потерь в существующих илах, а не для формирования девятой.
Фессалийская конница была расформирована под Экбатаной, когда в Грецию были отпущены все союзные контингенты, однако в армии осталось 130 добровольцев. Эти фессалийцы образовали отдельную единицу армии, однако именно этот небольшой отряд поставил точку в погоне за Бессом; перед форсированием Окса после менее чем годичной наемнической службы под началом гиппарха Филиппа отряд был окончательно расформирован.
Два всадника с «Саркофага Александра» — один в охотничьей сцене, другой в боевой — одеты в фессалийские плащи, которые могут быть идентифицированы по краям пол, неровно пускающихся спереди и сзади фигуры. Эти полы развевались на скаку и среди греков получили прозвище «фессалийские крылья». Оба всадника, очевидно, воины фессалийской конницы. Их плащи темно-пурпурного цвета с белой каймой по краю. Воины одеты в красные туники с короткими рукавами, однако только фессалиец, представленный в момент сражения, одет еще и в пурпурную тунику с длинными рукавами. Прочие детали одежды сходны с одеждой гетайров или всадников в целом. Одетый на одном из воинов белый панцирь подобен панцирю Александра с помпейской мозаики.