Культура древнего Ирана

Rate this post

«Если бы мы знали о культуре древнего Ирана столько же, сколько мы знаем о Египте или Вавилоне, или столько, сколько, сколько знаем об Индии или Китае, наше представление о культурном развитии Азии коренным образом отличалось бы от того, что существует сейчас. Те немногие надписи на старо-персидском языке, что дошли до нас, а также религия Авесты не позволяют составить нам адекватную картину иранской жизни и цивилизации. Хотя классические авторы в какой-то мере дополняют этот фрагмент, любая попытка реконструкции, даже с привлечением всех доступных источников, остается неудовлетворительной» (Бертольд Лауфер, «Сино-Ираника», 1919).

Персидские цари
К концу своего правления Кир управлял своей огромно империей с помощью триархии. Камбис в 538 г. до н.э. стал правителем запада, а его младший брат Тануоксарк управлял востоком. Столица первого находилась в Вавилоне, а второго – где-то в Бактрии. Ктесий говорит, сто два соправителя появились после того, как Кир смертельно заболел. Но вот ахеминидская гемма, изображающая трех равных царей. Все трое облачены в “ахеменидские платья”, распротранившиеся еще до смерти Кира в 530 г. до н.э.

Следует подчеркнуть, что несмотря на прошедшее со времени написания приведенной цитаты прошло сто лет, история и археология персидской династии Ахеменидов до сих пор находится в зачаточном состоянии. На эту тему написано всего несколько статей. Поэтому все, что написано ниже, представляет собой субъективную и условную интерпретацию. Реконструкция придворных костюмов произведена с учетом эламитских, месопотамских и мидийских источников. Официальная одежда, которая непрерывно изменялась на протяжении более двух столетий существования империи, представлена здесь на основании отбора данных из упомянутых выше источников. Изучение царской и воинской одежды в наше время до сих пор совершенно не развито, хотя отдельные работы на эту тему уже начали появляться. Здесь будет подробно рассказано о том, как эволюционировала военная и официальная одежда на основе фактов военной истории Персидской империи.

Эламитское царское платье

Наиболее раннее изображение царя обнаружено в старом императорском дворце в Пасаргадах. Крылатую фигуру на воротах R интерпретируют или как крылатого гения или как идеализированный портрет Кира Великого, возможно, перед нами изображение царской Фортуны. Последние две интерпретации наиболее вероятны, так как фигура изображена в короне и эламском царском платье. «Головной убор состоит из трех пучков тростника, каждый из которых увенчан солнечным диском и украшен страусиными перьями. Три солнечных диска с концентрическими окружностями лежат в основании пучков. Тело человека покрыто длинным платьем с каймой, перекинутым через правую руку. Горизонтальная и вертикальная кайма проходит на фоне узкого ряда розеток. Каждая розетка имеет восемь лепестков и восемь небольших чашелистиков» (David Stronach, ‘Pasargadae’, 1978). Корона имеет своим прообразом египетскую корону, попавшую в Персию через Сирию и Финикию.

Эламитское царское платье использовалось вплоть до конца правления Кира Великого. В так называемой клинописной «Хронике Набонида», касающейся истории Вавилона интересующий нас период, описан случай, который произошел 15 марта 538 г. до н.э. во дворце во время церемонии коронации Камбиса – соправителя Кира. Бог Набу считался визирем вавилонского пантеона. Церемония предусматривала, чтобы вавилонский царь при коронации получил скипетр Набу. Здесь, к сожалению, текст поврежден, но по интерпретации Оппенгеймера, жрец бога Набу отказался дать Камбису жезл, так как тот был облачен в эламитское платье. Далее в хронике упоминаются копья и колчаны. В Вавилоне очень не любили эламитов, так как те оставили о себе плохую память из-за жестокостей, творимых во время оккупации.

Вероятно из-за этого случая в дальнейшем эламитское платье быстро вышло из употребления, уступив место так называемому ахеменидскому платью. Арриан описывает тело Кира, лежащее в золотом саркофаге. Одежды покойного состояли из кантуса – мидийского плаща, вавилонской туники, анаксирид – мидийских штанов. Одежда была гиацинтовой (т.е. темно-синего) и пурпурного цвета. Дополняли одеяние ожерелье, акинака (кинжал) и золотые серьги с драгоценными камнями. Очевидно, вавилонская туника и была «ахеменидским платьем», то есть новая одежда появилась еще до смерти Кира. Ахеменидское платье носил сам царь и его воины, но происхождение нового типа одежды неизвестно. Некоторые считают, что и эта одежда происходила из Элама, другие полагают, что это была персидская одежда.

Бронзовая статуэтка персидского трубача.
Бронзовая статуэтка персидского трубача. Куртий сообщает, что утренний сигнал подавался из царской палатки. Это же подтверждает Страбон, говорящий о том, что по утрам армию будили звуками бронзового инструмента. Вероятно, другие сигналы также подавались с помощью рога.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *