Боевые отряды пиктов

Rate this post

Полностью обученный воин-пикт входил в состав элиты. Он имел право и обязанность носить оружие. Воин был гордым, хвастливым и уверенным в себе профессиональным бойцом. На нескольких пиктских камнях изображены боевые отряды, состоящие из солдат двух типов: конников и пеших копьеносцев. Других свидетельств о составе отрядов пиктов у нас нет.

Молодой пиктский воин стремился присоединиться к королевской дружине, где в обмен за верную службу ему был бы обеспечен уход, оружие и богатство. Королевские воины не были наемниками в полном смысле этого слова. Они были искателями приключений, которые предлагали свои воинские умения любому вождю, который мог обеспечить их оружием, медом, пирами и славой в песнях бардов. Воины добывали себе средства к существованию с помощью оружия. Атеней цитирует древнего кельтского героя, сказавшего «мое остроконечное копье, мой наточенный меч, мой блестящий щит – это мое богатство. Ими я пашу, ими я сею, ими я давлю вино. Кто может сопротивляться моему остроконечному копью, моему наточенному мечу, моему блестящему копью? Пусть падет предо мною ниц и поклонится мне, как своему владыке и королю».

Человек с тонзурой
Человек с тонзурой, может быть это воин-монах, а может быть сам святой Колумба. На плече у человека двуручный боевой топор.

Этот подход был характерен для кельтского общества вплоть до XVI века, когда Джон Мейджер, уже с осуждением, писал о горцах: «они наслаждаются охотой и праздностью, их вожди охотно слушают плохих людей, если те не призывают работать. Они не думают о том, какими способами добывают себе средства к существованию. Они живут за чужой счет и следуют за своими никудышными и злобными вожаками, которые скоры делать зло и неспособны на доброе дело».

В Темные века кельтская армия представляла собой королевскую конную дружину. Цезарь называл такие отряды equites, в Уэльсе они известны под названием teuli (т.е. «семья»). В Ирландии действовало несколько таких дружин, среди которых наиболее известна была дружина Ольстера. Известны также клан (clanna) Морна, клан Баисгне и клан Дага. Использование слова «клан» для обозначения дружин свидетельствует о наличии родственных связей между воинами. Некоторые дружины имели довольно вычурные названия: «люди льва», «люди зеленых мечей», «люди снега», «рыцари тельца», и даже «рыцари золотого ожерелья». Под золотым ожерельем в последнем случае подразумевается золотая цепь, которую носили на шее вместо обычного для кельтов торка. Можно предположить, что аналогичные братства существовали и у пиктов, по крайней мере массивные серебряные шейные цепи археологи находят по всей Шотландии. Тот факт, что большинство цепей найдено за пределами территории пиктов говорит лишь о печальном конце владельцев этих цепей.

Молодой воин также мог присоединиться к отряду наемников. Там юноша мог приобрести опыт и подкопить деньжат. В Ирландии такие отряды наемников известны под названием fianna (финна). Сыновья знатных людей могли служить наемниками до тех пор, пока не вступали в права наследования. Возможно, несколько лет службы наемником были обязательны для того, чтобы поступить на службу в королевскую дружину.

Обычай отделять взрослых, но неженатых мужчин от остального общества встречается у многих племен, в том числе и у кельтов. Полибий рассказывает о таких молодых мужчинах, называя их gaestae. На котелке из Гундеструпа по-видимому, также изображены молодые безбородые воины, вооруженные копьями и щитами. Валлийское название таких молодых бойцов – cantrefs, гэльское – ceathernach, шотландское – cateran, а ирландцы пользуются английским словом kern.

Бойцы такого «молодежного» отряда были связаны взаимными клятвами. Всякий новый член отряда сначала проходил инициацию и также приносил клятвы. Ирландские монахи проклинали этих воинов, называя их сыновьями дьявола, говорили, что они клянутся злу и носят на себе дьявольские знаки. Под дьявольскими знаками вполне может пониматься татуировка. Воины клялись в верности командиру отряда, который, в свою очередь, мог подчиняться одному из королей или даже Верховному королю.

Поступая на службу в отряд финна, воин отрекался от права на компенсацию в случае гибели. В ирландских сагах отряды финна предстают как промежуточное звено между военизированными силами Верховного короля и самостоятельными отрядами «странствующих рыцарей», которые нанимались на службу то одному, то другому вождю. Если никто не предлагал воинам работы, они жили на самообеспечении, охотясь в лесах. Эту жизнь часто сравнивали с жизнью диких волков – wolfing. Марцеллин, по-видимому, описывает одну такую группу, говоря про «отряды воинственных аттакотов и скоттов, блуждающих туда и сюда, предаваясь грабежу».

В Ирландии присутствие отрядов финна подтверждается археологически. В дикой местности во множестве найдены каменные очаги, которыми пользовались отряды охотников. Эти очаги называют fulacht fiadh или fulacht fian. В Шотландии подобные очаги также встречались в прежние времена, но в настоящее время их почти не осталось. Очевидно, охота играла важную роль в жизни пиктской знати. Устная традиция горцев сохранила многочисленные рассказы про отряды финна. Это позволяет заключить, что подобные отряды просуществовали в Шотландии достаточно долго. Однако, неясно положение молодых воинов в структуре пиктскогого общества. Волчья жизнь была нелегкой, в Ирландии финна часто скатывались к тривиальному разбою, но нет никаких данных о том, что подобный разбой часто встречался у пиктов. Скорее всего, молодые пикты все же в большинстве своем служили различным кланам и правителям, лишь иногда оказываясь без хозяина.

В тяжелые времена кельтскую армию усиливали за счет крестьянского ополчения. Из простолюдинов также набирались слуги для воинов. До нас не дошли списки личного состава пиктских армий, но есть аналогичные списки, сделанные в XII в. в Шотландии. Как известно, шотландцы долгое время хранили пиктскую традицию, поэтому списки представляют интерес. Свободные земледельцы, в том числе и знатные служили без жалованья, при этом он них требовалось обеспечить себя доспехами и оружием. Каждый, кто владел землей, должен был иметь при себе по меньшей мере одного коня. Крестьян же дважды в год собирали в ополчение. Крестьяне вооружались луками, копьями и топорами. Хотя крестьяне не были воинами и принадлежали к нижнему классу общества, они имели право владеть оружием. В XIII в. Джеральд Уэллс писал о своих согражданах:

«Они с рождения владеют оружием. Не только знать, но все люди умеют воевать. Когда раздаются звуки трубы, землепашцы оставляют свои плуги… Они напряженно учатся оборонять свою страну и свою свободу. За это они сражаются, за это терпят свои трудности, за это жертвуют свои жизни. Они считают позором умереть в своей постели, а честью – погибнуть на поле боя… В мирное время молодые люди забираются в лесную глушь, лезут на вершины гор, учатся переносить усталость днем и ночью. Они думают о войне во время мира, они упорно учатся искусству владения копьем».

В 1250 г. один англичанин писал на эту же тему:
«Земля Скоттия называется так по имени скоттов, ее населяющих. Скотты храбры и свирепы к своим врагам. Они предпочитают рабству смерть, они полагают позорным умереть в кровати и думают только о том, как честью погибнуть на поле боя, сражаясь с врагом».

Реконструкция внешнего вида древних пиктских воинов.
Реконструкция внешнего вида древних пиктских воинов.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *