Наиболее динамичное развитие в эпоху Каролингов претерпела тактика лучников. В первые десятилетия XI в. луки играли важную роль в обороне восточной границы. Здесь франкам пришлось столкнуться с азиатскими кочевниками, которые выступали в роли конных лучников. В ответ конные лучники появились и у франков, упоминаются конные лучники из Фульдского аббатства. Скорее всего это были обычные лучники, перемещавшиеся верхом, но ведущими бой в пешем строю. В VIII в. алеманы использовали большие луки из тиса. По длине эти луки были выше человеческого роста. Такое оружие можно было использовать только стоя на земле.

Франки, осевшие в Галлии, переняли римский композитный лук, но к XI в. об этих луках уже почти повсюду забыли, кроме Италии и юга Франции. На их место пришли короткие простые деревянные луки. Кроме конных лучников, Каролинги переняли у авар деревянное седло с высокой передней лукой. Византийцы также переняли такое седло, хотя, может быть, не у авар, а у мадьяр в X в.
Наконец, остается вопрос об осадной технике. И здесь франки многому научились у аваров. Меровинги и первые Арнульфинги применяли тараны и штурмовые лестницы при штурме крепостей. Авары применяли китайские метательные машины мангонели. Вскоре мангонели переняли византийцы, а у тех – франки Карла Великого. Кроме того, франки могли узнать о мангонелях у мусульман в Испании и на юге Франции.
Уровень подготовки воина Каролингов напрямую зависел от его статуса. Все мужчины так или иначе умели обращаться с оружием, поскольку охота была всеобщим и повседневным занятием. Дети знати имели игрушечное оружие, их учили верховой езде и приучали к тяготам походной жизни. Уже подростками они учились пользоваться дротиком, луком и мечом. Конные воины учились наносить удары копьем по муляжам – квинтенам. Для подготовки проводились военные игры. Примером таких игр могут служить causa exercitii. Эта разновидность игр заключалась в том, что формировались два примерно равных по численности отряда, как правило, имевших резкое различие по этническому или родовому признаку. Один отряд переходил в атаку, метая оружие и другим образом демонстрируя свое мастерство. В последний момент наступающие останавливались, и, прикрыв спины щитами, отступали. После этого аналогичные действия повторяла вторая сторона. Аналогичную игру практиковали в Византии и на западе исламского ареала. Возможно, эти игры выросли из германских военных игр, хотя вопрос остается открытым.
Управление на поле боя осуществлялось с помощью труб. Игра труб также позволяла сохранить боевой дух. Знамена использовались как точки сбора и указатели направления атаки, поэтому их держали или в глубине строя или в передних рядах. Важность поддержания дисциплины была известна, по-видимому, Карл Великий считал идеалом римскую армию. Солдатам и командирам не разрешалось носить излишне роскошные вещи и украшения.
Высокий боевой дух армии Каролингов объяснялся постоянными военными успехами и возможностью для солдат сделать карьеру. Если погибал командир, солдаты часто стремились погибнуть вместе с ним. Этническая и племенная солидарность способствовала взаимовыручке. Парадоксальным образом, Карл Великий попытался ограничить влиятельность герцогов, чья власть покоилась на племенных отношениях, превратив их в военных лидеров. Карл Великий предпочитал, чтобы боевой дух его армии базировался на христианских принципах. Во многих областях его империи христианство еще не пустило глубокие корни, а местами господствовало язычество. Даже во Франции франки еще не были полностью крещены вплоть до VIII века. Тем не менее, военная мощь духовенства была очень велика. В Аквитании некоторые священники даже умели метать дротики. Поскольку роскошь в армии не одобрялась, простые рясы священников служили примером для солдат. После боя священники отпевали погибших и помогали немногочисленным медикам обрабатывать раны.
