Армии средневековых халифатов

Rate this post

На западе Ирана и в Ираке династия Бувайхидов основала свою власть на копьях горцев-дайламов и отряда тюркских гуламов. Очевидно, между первыми и вторыми существовали какие-то противоречия, поскольку для них военные смотры проводили отдельно. Чтобы соединить эти две половины армии, Бувайхиды использовали сложную систему взаимных клятв между командирами и солдатами. Дальше к востоку Газнавиды располагали многонациональной армией, причем каждая этническая группа возглавлялась командиром той же национальности. Гуламы Газнавидов возглавлялись салари гуламаном, который был вторым по уровню после главнокомандующего. С другой стороны, низшей командной должностью был командир гарнизона приграничного форта. Государство Караханидов, расположенное на севере, представляло собой объединение полуавтономных тюркских ленных владений, а структура военной администрации следовала среднеазиатским традициям.

Воины Ислама
Ранние армии Фатимидов (X век). Главнокомандующий, командир, берберский воин и верблюд-знаменосец

В пограничных районах Анатолии находились милитаризованные города, которые сами обеспечивали себя пищей за счет прилегающих сельскохозяйственных угодий, которые возделывали крестьяне-ополченцы. Примером такого города может служить Тарс. В 965 году город был занят византийцами, но незадолго до этого его подробно описал один арабский географ. Город имел две стены. Наружные ворота были обшиты железом, а внутренние ворота целиком состояли из железа. Большие башни оснащались требюше — манджаник, на средних башнях стояли торсионные баллисты — аррада. На небольших башнях жили горожане или добровольцы, в других располагались различные предприятия. Внутри города стояли казармы, в которых работали оружейники и кузнецы, а также имелись конюшни. Финансирование во многом велось за счет имущества, полученного по религиозным завещаниям. О предстоящем походе сообщалось в пятницу, во время богослужения в мечети. Мальчишки разносили новость, сообщая у каких ворот будет собираться войско. Назначались командиры, конницу усиливали пехотой. Каждая группа вооружалась соответствующим оружием, в том числе арбалетами. Слабость анатолийской границы заключалась в том, что укрепленные города располагались в изолированных долинах, поэтому не могли поддерживать друг друга. Дальше к югу находились плодородные земли северной Сирии. Тамошние исламские династии располагали значительным военным потенциалом, но и они были уязвимы для атаки со стороны Византии.

Династия Аглабидов из Ифрикии (800-909) использовала старые арабские гарнизоны, солдаты которых получали жалованье наличными. После завоевания Сицилии Аглабиды учредили здесь систему икта. Аналогичная система использовалась Тулунидами в Египте (868-905). Они же организовали военный городок Катаа, расположенный южнее появившегося позднее дворца аль-Каира (Каир), возведенного Фатимидами. Но солдаты Тулунидов не оставались в казармах все время. Они пасли своих коней в дельте Нила, квартируя при этом у местных коптов. Другой крупный гарнизон находился в Александрии. Остальные гарнизоны располагались вдоль побережья.

Организация армии Фатимидов (969-1171) лучше других задокументирована. Армия, с помощью которой халиф покорил Египет, насчитывала 100 000 человек, но позднее сократилась до 25 000 человек, из которых 15000 находились в Каире. Первоначально армия организовывалась по племенному признаку, но позднее ее переформировали, образовав полки. При реорганизации армии за пример была взята армия Аббасидов. Иерархическая лестница в новой армии Фатимидов начиналась со старших амиров: амира с ожерельем и амира с серебряным жезлом. Далее следовали младшие амиры: амир-аль-джуюш командовал основными сирийскими гарнизонами, тогда как амир исфасалар отвечал за военный церемониал. Были сформированы диваны — “министерства”. Диван аль-джайш отвечал за проведение смотров. Диван аль-икта отслеживал состояние системы ленных наделов. Диван аль-раватиб выплачивал воинам жалованье от восьми до двенадцати раз в год. Существовал еще четвертый диван, который занимался выплатой пенсий ветеранам. В этом диване главную роль играли христиане. Величина выплачиваемого жалованья зависела от типа полка: элитный, гарнизонный, мобильный отряд в составе гарнизона, ополчение. Ценность икта обычно связывалась с числом работающих на участке крестьян, а не на площади владения. Некоторые икта представляли собой земли на границе с пустыней. Эти икта получали вожди племен, от которых взамен требовали помощь в случае войны. Оборону южной границы с Нубией во многом обеспечивала местная династия Канз аль-Давла. Как и Бувайхиды, Фатимиды для сплочения своей армии использовали систему клиент-патрон. Низкую боеспособность армии частично компенсировали пышные парады, которые создавали впечатление о военной мощи Фатимидов. Были организованы специальные арсеналы, где хранились знамена, палатки, украшенное оружие и конская упряжь, униформа, музыкальные инструменты, книги и регалии, которые использовались для придания парадам большего блеска.

Хорошо задокументировано и обращение с пленными, характерное для того периода. Жестче обращались с пленными в случае поражения, победа придавала великодушия. Молодые пленные имели больше шансов уцелеть, нежели старики. Знатные пленные также имели высокий шанс быть отпущенными за выкуп. Пленных, взятых в ходе морских набегов, как правило не убивали никогда. На исламо-византийской границе действовала система обмена военнопленными. Отпущенные пленные попадали на допрос к командиру пограничного поста, который должен был выявить среди отпущенных засланных шпионов. Пленные, захваченные на море, выкупались в некоторых пунктах на побережье, в том числе и в Газе, Мимасе, Аскалоне, Ашдуде, Юбне, Джаффе и Арсуфе.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *