Византия и закавказские союзники

Rate this post

Грузины

Средневековая Грузия состояла из Лазики, расположенной на побережье Черного моря, и внутренней, восточной части – Иберии. Существовал еще и третий, северный регион, находившийся на стыке Кавказских гор и черноморского побережья, называвшийся Абхазией. Иберия была центральной частью средневековой Грузии. Официально она приняла православие в 330 году, хотя язычники на ее территории существовали в течение еще двух веков. Правящая династия Иберии персидского происхождения взяла за образец римскую и ранневизантийскую систему правления, которая в VI веке была уничтожена сасанидами, установившими здесь свою власть. Лазика по-прежнему находилась в руках византийцев. Весь регион был полем битвы между Византийской и Сасанидской империей вплоть до 627 года, когда византийцы одержали кратковременную победу. В следующем поколении Иберия и северная часть Лазики добровольно подчинились мусульманскому правлению, предоставив халифату выход к Черному морю. Абхазия осталась независимой. Тбилиси, по-прежнему являвшийся столицей Грузии, при мусульманских правителях стал процветающим культурным центром. Множество жителей грузинской столицы приняли ислам. Однако, военная аристократия христиан, продолжавшая существовать в основном в горах, как и независимые абхазцы на севере, продолжала присылать наемников для службы в византийской армии. Основными врагами Грузии были турки-хазары, лояльно настроенные по отношению к Византии и являвшиеся противниками мусульман.

Армяне

Армяне представляли собой для византийцев гораздо больший интерес в качестве воинов, чем грузины. Представители армянского народа были отличными воинами с III по VIII век. В 363 году Армения снова была занята сасанидами согласно договору с Римом. К этому времени армяне приняли христианство. Местная власть была сосредоточена преимущественно в руках непокоренной воинской аристократии, даже если страной руководили иностранные правители. Благодаря великим изханам и стоявшим чуть ниже по социальному положению нахарарсам, жившим в собственных замках, стали формироваться феодальные отношения. Нахарарсы, кажется, готовы были воевать за кого угодно, кто хорошо платил или предлагал быть союзником в завоевании богатых земель. Император Морис в конце VI века поощрял нахарарсов селиться вокруг Пергама в Западной Анатолии. В VII веке возросло значение армянских войск для византийской армии. Элитное 2-тысячное кавалерийское подразделение, каждый воин которого имел доспехи, противостояло на Дунае аварцам, постоянно нарушавшим границу и совершавшим набеги. Другие подразделения защищали Константинополь.

В то время, как одни армянские войска в составе византийской армии принимали участие в неудачной обороне Сирии от арабов-мусульман, другие нахарарсы помогали мусульманам в завоевании Армении, разделенной между сасанидской и византийской империями. Армения была единственной страной, находившейся на границе Византийской империи с мусульманским миром, чье население не было истреблено во время войн VII-IX столетия. В тот же период византийцы уничтожили секту Павликан, многие члены которой были армянами. Некоторые из них в принудительном порядке переселили на Балканы, где они приняли участие в движении других еретиков – богомилов, ересь которых была уже практически истреблена. Другие павликане приняли ислам, более терпимо относившийся к нетвердым в вере. У мусульман они служили в качестве кавалеристов. В это время покинутые ими родные земли были заняты православными армянами, а также армянами, принявшими ислам. Продвигаясь на восток, армяне в конце концов дошли до Средиземного моря.

В Армении появилось два собственных княжества: Багратиды на севере и Артсрунии на юге, а также множество арабо-армянских эмиратов вокруг озера Ван, плативших дань халифату. Согласно первоначальному договору, Армения должна была в случае военной необходимости предоставить войско из 1 500 кавалеристов. Арабо-армянские эмираты в окрестностях озера Ван представляли большую проблему для Византии в течение долгого времени, пока в X веке не были поделены между Византией, курдами и Хамданидами – правителями Алеппо. К тому времени некоторые армяне в Константинополе дослужились до высших командирских постов. Однако, византийский труд X века по военному делу недвусмысленно предупреждает, что армяне ненадежны в качестве караульных.

Теоретически, правители Армении могли собрать армию в 25 000 – 40 000 воинов. Но практически такие всеобщие призывы после VII века были редки. Тем не менее, Армения обладала многочисленной армией по масштабам своего времени, а также множеством укреплений, разбросанных по всей территории страны. Есть сведения, что в провинции Васпуракан, располагавшейся к востоку от озера Ван, существовало около 70 замков. В деревнях, церквах и монастырях также имелись укрепления. В IV веке в Армении существовали специальные горные войска, обученные сбрасывать камни на головы врагов. В комплект снаряжения воина, входившего в состав войск, входили большие железные крюки, помогавшие при штурме городских стен, а также большие кожаные щиты для защиты от падающих сверху камней. Военная служба рассматривалась как привилегия, связанная с владением землей. У каждого представителя знати был свой отряд, состоявший из свободных людей, который он вел в бой под собственным знаменем. Каждый воин имел коня и очень хорошее снаряжение, так как Армения была богата железом. Однако, доспехи армянских воинов считались слишком тяжелыми. В Армении более широкое распространение, чем где-либо, получили железные конские доспехи. Арабский историк Масуд пишет, что армянские кавалеристы к X веку уже использовали боевые топоры. Армянский летописец Стефан Орбелан так описывает воина IX века: «Взяв оружие, он облачается в доспехи, украшенные жемчугом; надевает шлем с головой тигра наверху, прикрепляет к поясу меч. Затем, взяв в левую руку позолоченный щит, а в правую – копье, он вскакивает на коня и бросается в бой.»

Сходство снаряжения описываемого армянским летописцем воина с доспехами героя персидского эпоса «Шахнамэ», а также сходство с внешним видом воина из грузинского эпоса XII века «Витязь в тигровой шкуре», говорит о преемственности не только литературных, но и воинских традиций.

Здесь уместно будет вспомнить еще об одном армянском эпосе «Давид Сасунский», который датируется примерно X веком. В нем повествуется об армянских конных воинах, играющих в игру, похожую на турецкий сирит или арабский джирид, когда несколько воинов в тренировочных целях на скаку бросают друг в друга затупленные дротики, не покидая пределы учебной площадки. Если поэма действительно написана в X веке, а не позже, во времена господства Османской империи, можно сделать вывод, что существует прямая связь между древнеримскими упражнениями для кавалеристов, пришедшими через Византию и Армению в Турцию, где они вошли в состав игры сирит.

Курды

Достоверных сведений о происхождении курдов нет. Какие-либо данные можно почерпнуть теперь лишь в легендах, одна из которых утверждает, что они вышли из среды арабов, а потом, войдя в конфликт с хасанидами, отделились от них. Курды появились на исторической арене под своим именем до возникновения ислама. Они имели семитско-армянские корни, говорили на персидском наречии. С VII по X век курды жили независимо. В политической и военной областях они сотрудничали со странами мусульманского мира, вступив во взаимодействие с Византией лишь после завоевания империей Восточной Анатолии в X-XII веках.

Кавалерийский полк.
Кавалерийский полк. Рисунок из каталога “Джошуа” датируется первой половиной X века. На воинах доспехи длиной до бедер с птеругами по плечам и талии, железные шлемы и кожаная перевязь на груди и плечах. Обратите внимание на их щиты и контарии. На верху шлема у командира, который изображен слева, мы видим выразительное украшение. (Апостольская библиотека Ватикана, Рим).

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *