Одежда и экипировка мавров Андалузии

Rate this post

Если на Ближнем Востоке правящая и военная элита усвоила ношение турецких и персидских фасонов одежды, то в Андалузии персидские фасоны практически не оказали влияния на местную одежду, а на севере Африки эта мода вообще оставалась неизвестной. С Северной Африке среди берберского населения сперва распространилось ношение арабской египетской одежды. Но после того, как в XI веке берберские династии обрели власть, эта мода ушла. Вместо нее распространилась андалузская мода, которая корнями уходила в местную традицию.

Андалузский меч.
Андалузский меч. Сильно проржавевшее перекрестье и верхняя часть клинка, обнаруженные в Севилье. Меч походит на европейский, относящийся к X веку. Это так называемый “меч викинга”. Но письменные источники ясно говорят о том, что меч викинга использовали и андалузские воины. Андалузия импортировала “франкские” мечи.

Андалузия была одной из наиболее богатых железом областей исламского мира. Хотя во времена владычества вестготов большинство старых римских рудников оказалось в запустении, после прихода мусульман металлургия здесь снова расцвела. Андалузия была богата не только железом, но и деревом. Эти два фактора удачно дополняли друг друга.

В конце IX века, а может быть и раньше, Андалузия и Северная Африка импортировали мечи из христианской Европы, а доспехи – из Египта. Встречались также иранские доспехи. Отдельные мечи, копья и другие железные изделия закупались даже в Индии. В свою очередь, Андалузия экспортировала дорогое позолоченное оружие, доспехи и конскую упряжь. В «Кордовском календаре» говорится, что в июне по стране отправлялись чиновники, собиравшие рога оленей и диких козлов, которые использовались при изготовлении составных луков. Другое свидетельство, по-видимому, представляло собой враждебную пропаганду, но оно принадлежит андалузскому поэту ибн-Гани, отправленному в X веке в изгнание. Поэтому, оно содержит какую-то часть правды:

«Они не знают как вести атаку на своих великолепных лошадях, они не могут вести рукопашный бой, скрестив копья. Они никогда не извлекали из ножен страшные мечи. Их правители ходят вперевалочку, как женщина с тонкой талией. Их кольчуги никогда не заливала кровь. Они скорее согласятся выносить дерьма в качестве слуг, нежели отправятся в бой. Но ты [фатимидский правитель Северной Африки] выступи против них, облачившись в кольчугу и расшитый плащ. Различие между вами и ими такое же, что и между копьями на твердом бамбуковом древке и хрупкими тростниковыми свирелями».

Около 975 года Иса Рази составил более сочувствующее описание кордовской армии. Воины Кордовы использовали три типа мечей: ифанджи – «франкский» или европейский меч, идви – берберский меч и арабский меч. Некоторые мечи серебрили, золотили, украшали эмалью или драгоценными камнями. В некоторых случаях украшались и ножны меча. Копья могли быть нормальной длины (рум) или удлиненные (канат). Удлиненные копья могли использоваться в качестве пик. Применялись различные типы дротиков, в том числе тяжелые дротики-харба, наконечники которых сравнивались с мечами франков. Луки композитные, арабского или персидского типа. Хотя арабские луки часто считались хуже укороченных турецких луков, они лучше подходили для вооружения пехотинцев. Их угловатые плечи давали больший выигрыш в силе, что позволяло лучникам поддерживать более высокую скорострельность. Кроме того, Иса Рази упоминает о кавалерийских топорах (табарзин) и булавах.

Среди доспехов можно назвать кольчугу (дир), пластинчатый панцирь (джавшан) и яйцевидной формы шлем (байда). Шлем иногда украшали позолотой и обычно ковали из цельного куска железа. Встречались и другие типы шлемов, в том числе высокие шлемы тарика, упоминания о котором относятся к началу XI века. Кольчужная бармица (мигфар) защищала лицо, шею и плечи. Бедные воины вместо кольчужной бармицы использовали стеганую или кожаную бармицу. Использовались два типа щитов: деревянные (тур) и кожаные (дарака). Поверхность щита часто расписывали в светлых цветах.

Оружие элитных полков хранилось в правительственных арсеналах, из которых крупнейший хизанат аль-сила находился в Кордове и Мадина-аль-Захра. Там ежегодно собирали 3000 палаток, 13000 щитов, 12000 луков. Ежемесячно арсенал пополнялся 20 000 стрел. Важным делом считалось коневодство. Мозарабская община в Эльвире обеспечивала конями гвардию Абда аль-Рахмана I. Спустя несколько десятилетий, в период правления Гакама I, конюшни на тысячу голов построили под Кордовой. В конце X века диктатор Мансур располагал регулярной конницей численностью 12 000 копий. Вспомогательными службами руководил саиб аль-хайл, тогда как командование конницей лежало на каид аль-хайл. Огромные конезаводы были учреждены под Севильей, а также на островах в устье Гвадалквивира. Но коней все равно не хватало. В конце X века из Марокко в Андалузию было завезено 3000 жеребят и кобыл, а также 100 жеребцов. Ибн-Хавкал – еще один враждебный Андалузии автор – описывал кордовскую конницу конца X века в таких словах:

«Теперь нам не на что смотреть, потому что они пренебрегли буквально всеми правилами верховой езды, хотя нельзя отрицать их храбрость и привычку к войне. Ни я, ни кто-либо еще не видел, чтобы там кто-нибудь ездил на лошади с примесью чистой породы. Они не пользуются стременами. Они боятся пользоваться ими, так как считают, что в случае падения их ноги застрянут в стременах. Они не пользуются седлами с деревянной рамой».

Иса Рази сообщает о том, что в Андалузии используются два типа седел: европейское и берберское. Применялись конские доспехи: войлочные или стеганые, иногда кольчужные. Термин тиштанийя, происходящий от латинского слова tastina, означал доспех, защищающий конскую голову.

Схожесть армии Умайядов с северными христианскими армиями объясняется в первую очередь мусульманским влиянием. Наиболее неожиданный пример такого влияния – геральдика. Когда в 971 году Хакам II покидал Мадина-аль-Захру, «ему предшествовали различные знамена и эмблемы, среди них знаки особого достоинства, которые знать получала за заслуги – сатранг». Это слово происходит от персидского слова «шатранг», имевшего значение «шахматная доска». В другой раз Галиб ибн-Абд аль-Рахман отправил военный отряд в Кордову в «великолепном строю, с парадными украшениями, в том числе шатрангом». Известно, что шахматная доска – одна из ранних форм европейского герба, происходящая от персидского шатранга.

Охотник с воронкообразным щитом и широким мечом без перекрестья.
Сицилийская резьба по слоновой кости, конец XI в. Охотник с воронкообразным щитом и широким мечом без перекрестья. Кольчуга. Подобный стиль одежды более характерен для Ближнего Востока, чем для Андалузии.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *