Муваххиды: Марокканская империя

Rate this post

После того как рухнула власть мурабитов, освободившееся место заняли муваххиды. В Андалузии тем временем наступил второй период тайфа. Большинство удельных князей происходили из местной андалузской аристократии. В Андалузии резко усилилось христианство. В это же время расцвела мистика суфизма.

Полностью оформилась католическая идеология реконкисты. В результате до непримиримости обострился конфликт между обеими религиями. Многие христиане-мзарабы переселились на север в Азагру. В исламском анадалузском обществе не было классового расслоения, как это происходило в Европе, но здесь господстововал принцип родственных отношений. К одному клану мог принадлежать и могущественный владелец замка и скромный воин гарнизона. Сильные кланы доминировали в небольших городах или отдельных районах крупных городов.

Муваххидская армия была племенной по своей сути. Наемные профессионалы усиливали ее при необходимости. В армию также включили несколько прежних мурабитских полков. Африканские полки составили гвардию – абид аль-макзан. Другие регулярные полки (муртазика) образовывали корпус чернокожих барабанщиков (табалла), лучников (румат) и учебный корпус (гузат). Новобранцы (мушуд) и добровольцы (мутатвви) набирались для определенных кампаний. К концу периода владычества муваххидов были сформированы другие элитные части. Хуффаз объединяли сыновья племенных вождей. Сыновья вождей жили при дворе, где изучали военное искусство, практиковались в верховой езде, стрельбе из лука, плавании и гребле.

Небольшим источником живой силы для муваххидов служили арабы банухилал, а также отряды турецких конных лучников, которые оказались в Марокко в 1182-1183 гг. Небольшое количество курдских беженцев также служило источником живой силы в конце эпохи муваххидов. Заметную долю в войсках составляли христиане-наемники, причем их роль росла по мере упадка власти муваххидов.

Недавнее исследование показали, что автором руководством стрельбы из лука «Кифайят», которое прежде считалось составленным в Египте, в действительности был марокканец Абу Мухаммад ибн-Маймун, живший в XIII веке. Ибн-Маймун предлагал лук в качестве основного оружия пехоты, тогда как копье по его мнению было оружием конницы. В плане мотивации, морали и военных церемоний, муваххиды походили на своих предшественников. Особенно важной у них считалась церемония несения флага. Большую роль продолжали играть боевые барабаны.

Стратегия и тактика муваххидов также были традиционными. В ранний период войны муваххидов с мурабитами, первые использовали построение в каре на возвышенности. Внешние ряды каре составляли воины, вооруженные копьями или пиками и щитами. Задние шеренги поддерживали действия передних, действуя дротиками, пращами и луками. Конница до времени укрывалась в центе каре, ожидая подходящего момента, чтобы перейти в контратаку. Огромное количество железного «чеснока» обнаруживается в Испании на месте сражений с участием мувахидов, что также доказывает использование ими оборонительной тактики.

Хотя «пуритане»-муваххиды были очень консервативны в вопросах одежды, их оружие и доспехи отличались заметным разнообразием. При этом муваххиды из Андалузии могли экипироваться также, как христиане. Доспехи отличались высокой технологичностью. Пехота особенно часто носила чешуйчатые панцири. Исламские источники сообщают дополнительные данные о мечах. Аль-Макари и ибн-аль-Лаббана надписывали головки эфесов, выполняя их в форме сосновых шишек. Один такой меч обнаружен в Гибралтаре.

Ибн-Маймун говорит о нескольких типах луков, использовавшихся в его время, начиная от традиционного или хиджазского лука и заканчивая продвинутыми тюркскими моделями. Различные варианты сложных луков подходили для разных условий. Например, ибн-Маймун сообщает, что в холодном и сыром климате Андалузии лучше использовать луки с большими роговыми вставками, умеренными вставками из сухожилий и минимальными деревянными вставками. Ибн-Маймун немного сообщает об арбалетах, несмотря на то, что в его время это оружие уже получило широкое распространение. Западно-исламские «двухфутовые луки» (кавс аль-аккара) использовались в осадной войне. Кроме того, он сообщает о «футовых луках»
кавс аль-рикаб), стременых луках (кавс афранджи), больших луках (джарк) и массивных кавс аль-лавалаб, которые взводились с помощью лебедки.

Муваххеддины много денег тратили на строительство укреплений. Например, ими построен замок Касерес, окруженный мощными башнями-барранами. В замке имеется вместительная цистерна для хранения воды. Встречались более сложные многоугольные башни, например знаменитая Торре де Оро в Севилье. Другой характерной чертой муваххидской архитектуры была бухерада – балкон, нависающий над главным входом. Новый город Маддинат-аль-Фатх, в наши дни более известный как Гибралтар, с середины XII века представлял собой военно-морскую базу, поэтому здесь большое внимание уделялось недопущению возможного морского десанта противника. Муваххиды располагали огромным флотом в то время, как могущество других исламских государств начало идти на убыль.

Муваххиды вполне владели искусством ведения осадной войны. Они применяли разнообразные осадные машины, возможно, что требюше с противовесом были изобретены в Андалузии или Марокко. Отсутствие нефти и смолы на западе стимулировало здесь развитие огнестрельного оружия, использующего порох.

Муваххиды, XII – начало XIII в.
Муваххиды, XII – начало XIII в.
Империя муваххидов оказала глубокое влияние на военные стили, господствовавшие в регионе на протяжении следующих столетий. Цивилизация муваххидов отличалась развитыми церемониалами и была более благосклонно встречена в Андалузии, нежели предшествовавшие ей мурабиты.

1. Муваххидский князь, начало XIII в.

Меч реконструирован по декоративному образцу, обнаруженному в пещере в Гибралтаре. Материя туники также изображена в соответствии с сохранившимися образцами – андалузские ткачи экспортировали свою продукцию в самые разные области Средиземноморья.

2. Андалузский пехотинец, конец XII в.

Этот сравнительно легко экипированный пехотинец приветствует своего командира, салютуя ему мечом. “Мавританский” щит украшен кистями, а шлем оснащен забралом.

3. Конный воин муваххидской гвардии, конец XII в.

У этого воина элитарного полка есть кольчуга, шлем и стеганый панцирь. Знамя того же типа, что было захвачено в сражении при Лас-Навас-де-Толоса.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *