Внешность и одежда гладиаторов

Rate this post

Римляне не желали видеть на арене быстрое умерщвление людей. Для них арена была прежде всего театром, и лишь затем демонстрацией тактических навыков бойца. Поэтому экипировка гладиатора должна была быть в первую очередь эффектной и лишь затем эффективной. Первоначально для гладиаторов использовали трофейные доспехи, которые не находили применения в римской армии. В 44 г. н.э. император Клавдий устроил триумф, посвященный успешному началу своего вторжения в Британию. В программе триумфа значились гладиаторские бои, причем в них участвовали захваченные в ходе кампании военнопленные в своей традиционной экипировке. Но столь тщательный подход не всегда соблюдался. Ранние изображения гладиаторов показывают из в очень простой экипировке, похожей на экипировку самнитов 310 г. до н.э. Самниты имели доспехи, разительно отличавшиеся по стилю от римских, поэтому самнитские доспехи для римлян стали ассоциироваться с доспехами «врагов вообще».

Бронзовая статуэтка гладиатора-фракийца
Бронзовая статуэтка гладиатора-фракийца. Тщательное литье дает хорошее представление о форме шлема.

Позднее стиль доспехов поменялся. Из желания угодить публике были созданы другие экзотические виды доспехов. Например, бойцов стилизовали под различных мифических монстров и охотников на них. Например, на арене сходились «рыбак» – почти обнаженный мускулистый ритиарий, вооруженный сетью и трезубцем, с «рыбой» – мирмиллионом, вооруженным щитом, мечом и шлемом с гребнем, стилизованным под спинной плавник рыбы. Другим вариантом был бой между похожим на гриффона фракийцем и секутором, оснащенным плоским шлемом.

Нижняя одежда гладиаторов
Все бойцы, в том числе и женщины, независимо от типа доспехов, носили треугольной формы набедренник – сублигакулюм. Сверху сублигакулюм удерживался широким кожаным поясом, в свою очередь застегивающимся с помощью крючков или шнуровки. Сублигакулюм был обычной римской одеждой. Он представлял собой лоскут ткани треугольной формы, ширина каждой стороны около 1,5 м. Сублигакулюм надевали следующим образом: один край располагали горизонтально со спины и завязывали узлом на животе. Свободный угол пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным двумя другими концами, так что угол свободно свисал спереди. На Колчестерской вазе, изготовленной во II веке н.э., в английском городе Кочестер, изображены два гладиатора: Валентин-ретиарий и Мнемон-секутор. Валентин изображен в сублигулюме, украшенном бубенчиками или шариками. Пояс-балтеус возможно украшался вышивкой, сделанной металлической или цветной нитью, а также накладными пластинками из бронзы.

Женщинам-гладиаторам запрещалось выступать с голой грудью. Грудь обязательно закрывали полосой из сырой кожи: строфием или фасцией. В Британском музее есть мраморный рельеф, изображающий бой двух женщин-гладиаторов. По надписи на рельефе можно заключить, что одна из участниц поединка имела псевдоним Амазония. К сожалению, большой щит почти полностью закрывает туловище Амазонии, но набедренник хорошо виден.

Гладиаторские кузни в Риме и по всей империи выпускали множество различных шлемов, щитов и доспехов – как учебных, так и боевых. Неизвестно, облачались ли гладиаторы в доспехи еще в своих казармах, или надевали их непосредственно перед боем. В амфитеатре городе Керлеон, Уэльс, имелись деревянные комнаты для одевания, которые также называли «зелеными комнатами». Там бойцы ожидали своего выхода на арену.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *