Спартанский панцирь

Rate this post

На протяжении всего архаического периода употреблялся один тип панциря. Его отличительной чертой был раструб на талии, который придавал ему сходство с колоколом. Поэтому археологи назвали его «панцирь-колокол». На ранних образцах этого панциря мускулатура лишь намечена гравировкой. Впоследствии мускулатура приобрела некоторый рельеф, и ее начали украшать орнаментом. К началу V в. до н.э. рельеф мускулатуры уже в точности повторяет пропорции атлетически сложенного тела. Но раструб на талии остался прежним. В начале V в. до н.э. панцирь-«колокол» превратился в «анатомический » панцирь.

Внешний вид этого бронзового панциря соответствовал виду мускулистого торса человека. Раструб внизу отсутствовал. Нижняя кромка приобрела волнообразную форму, опускаясь спереди, чтобы прикрыть нижнюю часть живота и пах, и поднимаясь по бокам, обеспечивая свободу движений бедер. Панцирь, передняя и задняя части которого соединялись полосами на плечах, похоже, никогда не использовался лакедемонянами. По крайней мере он не встречается на дошедших до нас изображениях.

В V и. (вероятно, ок. 450—425) лаконское войско решило отказаться от использования панцирей. Вероятно, это решение было вызвано стремлением сделать войско более быстрым и мобильным на поле боя и во время марша. Впоследствии и остальные греки последовали примеру лакедемонян и перестали использовать тяжелую защиту для тела. Такая ситуация продолжалась до 360-х гг. до н.э., когда изображения вновь фиксируют появление панциря. Причиной этому могла быть новая тактика ведения боя, автором которой был фиванский военачальник Эпаминонд.

Военная мастерская, Эфес, 396-395 гг. до н.э.
Военная мастерская, Эфес, 396-395 гг. до н.э.

Боевые действия на персидской войне активизировались в 396 г., когда греками были созданы экспедиционные силы. Во главе их стоял царь Агесилай. В войско входили 2000 неодамодов и 6000 союзников. Командирами разных уровней были 30 спартанцев.

На рис. 1 изображен лакедемонский военачальник. Возможно, за пределами Лакедемона должности старших командиров могли занимать как спартиаты, так и периэки и даже илоты. Одет этот командир в типичную для лакедемонян походную одежду: лакедемонскую шапку-пилос, обернутый вокруг тела плащ-трибому из тонкой ткани кроваво-красного цвета и красные лаконские сандалии. В руке у него – лаконский посох. Этот посох, по длине достигавший плеча, можно было зажать под мышкой, прижав им к телу складки тибомы. Полы плаща оказывались подобранными, но руки при этом оставались свободными.

Рис. 2 – попытка реконструкции внешнего вида ионийского наемного всадника из войска Агесилая. Афиней донес до нас фрагмент произведения Димокрита Эфесского, в котором описываются одеяния ионийцев. Согласно этому отрывку, их шили из фиолетовой ткани, украшенной орнаментом и красными и желтыми звездами. По верхнему краю были равномерно размещены изображения мифических животных. На росписях афинских ваз 400-390 гг. до н.э. можно увидеть подобные хитоны, возможно, ионийского типа. Внешний вид всадника основан на изображениях лакедемонских героев Кастора и Полидевка, встречающихся на подобных вазах.

На рис. 3 изображен художник из Эфеса. Его одежда – смесь греческих и персидских элементов. В Эфесе это было обычным явлением. Плутарх говорит, что когда Лисандр превратил Эфес в свою базу во время Пелопонесской войны, эфесцы радушно приняли его. Тем не менее, продолжает историк, они переняли многие персидские обычаи и рисковали окончательно превратиться в варваров из-за того, что город со всех сторон был окружен территорией Лидии и служил базой персидского флота в Эгейском море. Демокрит Эфесский говорит, что наряду с другими одеждами эфесцы носили персидские хитоны-сарапеи (sarapeis), окрашенные в айвово-желтый, кроваво-красный, белый и даже пурпурный цвет. Также они использовали весьма изящное длинное персидское мужское платье, подобное египетскому каласирису (kalasiris). Кроме того, продолжает Демокрит, можно было увидеть так называемые актеи (aktaiai). Это была самая дорогая одежда, вся поверхность которой была покрыта золотыми бусинами. Художник изображен рядом со щитом, на который он нанес изображение пчелы – символ Эфеса. Таки щиты были у гоплитов союзной эфесской армии. После отстранения Лисандра от власти изображение Геракла со змеями перестало использоваться на монетах. Поэтому едва ли его использовали и в качестве эмблемы на щитах и скорее всего вернулись к городской эмблеме.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *