Обувь спартанцев и лаконский посох

Rate this post

Часто встречается утверждение, что в греческом искусстве было принято изображать людей только босыми в силу традиции. Это мнение порождено игнорированием литературных источников. На самом деле физическая работа вне домашних стен реально выполнялась без обуви. Обычный греческий воин был владельцем земельного участка, он босиком работал в поле, босиком выполнял физические упражнения и потому не видел необходимости в обуви, когда его призывали на воинскую службу. Обувь надевалась в особых случаях. Например, на охоту, где охотнику приходилось бегать по колючим кустарникам. Воины также носили обувь зимой, но делали это ради тепла, а не для защиты ног. Типичная зимняя обувь состояла из пила {pilos — войлок) — разновидности войлочного чулка, который удерживался на ноге ремнями сандалии. Когда в текстах говорится о босых воинах, речь обычно идет о войске, которое было застигнуто зимой и не смогло сменить свою летнюю одежду (например, Ксенофонт, Греческая история, II, I, I). Платон (Законы, I, 633 В) сообщает, что лакедемоняне, служившие в криптии, ходили босыми даже зимой. Мальчикам Boo6uie запрещалось надевать обувь, чтобы их ноги не становились мягкими (Ксенофонт, Лаконская полития, 2.3). Соответственно, мы в дальнейшем не будем надевать на греческих воинов обувь, подобно тому, как греческим атлетам навешивают фиговые листки.

Но даже при всем этом нам известен особый тип лаконской обуви. В литературных источниках он описывается как хаплы (haplai) — «одна подошва». Демосфен (54. 34) обращается к тем, «кто подражает лакедемонянам с их трибомами и обувью из одной подошвы». Соответственно мы можем определить как лаконский тип обуви сандалии с открытыми носками и язычком сверху, которые мы видим на статуях феческих философов. Поллукс (VI 1,88) свидетельствует, что сандалии были красного (а не кроваво-красного) цвета.

Лаконский посох
В источниках также упоминается характерный лакедемонский посох — бактерион. Теофраст (Характеры, 21, 15) сообщает, что они были «кривые», но других описаний их формы в литературных источниках нет. В греческом искусстве можно найти несколько типов посохов — грубые, гладкие, кривые, прямые, с изогнутой или крестообразной верхушкой. К счастью, до нас дошло из Спарты одно изображение человека с посохом — длинным, гладким, прямым, с Т-образной верхушкой.

С подобным посохом изображали также философов-лаконофилов. Хотя лаконский посох не был оружием, его брали с собой за границу спартанские представители — военачальники, послы, гармосты. Таким образом, посох и трибома стали символами могущества Спарты. Таковыми они фигурируют у Плутарха (Никий, 19, 4), когда он описывает высадку Гилиппа в Сицилии. Когда в конце Пелопоннесской войны Афины сдались, Лисандр разместил в Акрополе гарнизон и назначил спартанца Каллибия гармостом. Однажды Каллибий замахнулся посохом на атлета Автолика, но тот схватил Каллибия за ноги и опрокинул его на землю(Плутарх, Лисандр, 15, 5).

Амомфарет во время битвы при Платеях, 479 г. до н.э.
Амомфарет во время битвы при Платеях, 479 г. до н.э.

Не сумев удержать Фермопильский проход, греки отступили на Пелопоннес. В свою очередь, Ксеркс после разгрома персидского флота при Саламине большую часть войск отвел в Азию. Это позволило грекам выдвинуться в следующем году в Беотию и расположиться в долине Асопа. Эту открытую позицию греческое войско покинуло после потерь, понесенных от персидских лучников, и после того, как персы уничтожили источник в Гаргафии, откуда греки брали пресную воду. Когда наступила ночь, многие греческие отряды стали покидать свои позиции. На месте остались лишь лакедемоняне. Амомфарет, лохаг лоха из Питаны, отказался отступить перед лицом врага, чтобы не уронить достоинства Спарты. Его слепое повиновение спартанским законам, охранявшим воинскую честь, грозило раздроблением сил и их уничтожением по частям. Командовавший лакедемонским войском наместник (по-лаконски – продик, prodikos) Павсаний попытался вместе со своим родственником Еврианактом заставить Амомфарета отвести отряд назад, угрожая бросить его в одиночестве. В этот момент появился афинский глашатай, посланный узнать, что происходит. Он стал свидетелем кульминации спора.

Греки во время голосования в качестве бюллетеней использовали небольшие камешки. Амомфарет поднял над головой огромный обломок скалы и швырнул его под ноги Павсанию со словами: «Вот мой голос против бегства от чужеземцев!» (Геродот, IX, 55). Утро застало войска на тех же позициях, и лишь тогда Павсаний начал отступать без Питанского лоха. Амомфарет неохотно последовал за ним. Увидев беспорядочное отступление греков, персы опрометчиво бросились преследовать, что и привело к их поражению. Справа стоит глашатай афинян (рис. 1). Отличительным знаком глашатая-керика (keryx) был скипетр, который он держал в руке. Подобные скипетры встречаются на изображениях на греческих вазах. Слева от него стоят Павсаний (рис. 2) и Еврианакт (рис. 3). В центре Амомфарет (рис. 4). Как старший военачальник, он должен был иметь поперечный гребень на шлеме, как у Павсания. Спартанские воины на заднем плане держат щиты, аналогичные тем, которыми снабжены современные им свинцовые статуэтки из святилища Артемиды Орфии.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *