Мечи и кинжалы скифов

Rate this post

Другим важным оружием скифов были меч и кинжал. Записи древнегреческого путешественника, историка и географа Геродота, сделанные им в V веке до н.э. при наблюдении за жизнью народов Причерноморья, остаются для нас главным письменным документом для изучения культуры и быта той эпохи. Геродот пишет, что Арес – бог войны, был единственным божеством, которому поклонялись скифы и в чью честь они сооружали алтари. Согласно их верованиям, от этого божества зависела удача на войне. В каждом отдельном регионе скифского царства сооружали холм из собранного в большую кучу хвороста. На вершину такого холма помещали железный меч. Это был алтарь богу войны, которому ежегодно здесь приносили в жертву скот и лошадей.

Скифский меч VI века до н.э
Скифский меч VI века до н.э., найденный в кургане возле станицы Келермесская на Кубани, является одним из двух самых древних скифских мечей, дошедших до нас. Рукоятка и ножны меча покрыты золотой пластиной с орнаментальной окраской. Ручка с прямыми сторонами, головка эфеса простой формы. Выступающее “ушко” с отверстием предназначено для продевания ремешка.

Сказанное Геродотом подтверждают результаты археологических раскопок возле Запорожья. Скифам было нелегко сооружать алтари из хвороста, как того требовала традиция – ведь они обитали в степях, почти лишенных леса. Вместо этого они чаще делали насыпи из песка. Одна из таких насыпей была обнаружена возле Запорожья. Вокруг нее находились могильные курганы IV века до н.э. Сам алтарь оказался «старше» могил на 100 лет, так как меч, найденный на его вершине, датируется V веком до н.э.

Происхождение скифского меча не совсем ясно, но материал, из которого он изготовлен, свидетельствует о том, что скифы заимствовали его у киммерицев, населявших до них Причерноморские степи. К концу VII века до н.э. скифский меч имел заточенное с обеих сторон лезвие, сужающееся к концу. Длина его была, как правило, 60-70 см, хотя однажды в Крыму был найден огромный меч VI века до н.э. метровой длины. Кинжалы такой же формы, как и меч, были 35-40 см в длину.

Самые древние находки начала VII-VI веков до н.э. были извлечены из курганов в районе станиц Мельгуновская и Келермесская. Этими находками являются два меча, различающиеся лишь второстепенными деталями. В основном они практически идентичны. Можно предположить, что оба орудия были изготовлены в одной кузнице; во всяком случае, по одному образцу. У обоих мечей рукоятка и ножны покрыты тонкими золотыми декоративными пластинами, на которых отчеканены геометрические узоры и фигуры животных, среди которых есть реальные представители земной фауны – олени, козы, львы; а ест мифические животные – гибриды козы, льва, быка, рыбы и стрелка из лука (имеется в виду человек-воин) в различных сочетаниях. На обоих мечах имеются изображения крылатых богов, стоящих вокруг священного дерева. У этих изображений нет единого стиля. Художественный метод данного мастера представляет собой причудливую смесь различных стилей, характерных для ремесленников из Урарту (современная Армения), Ассирии и Медины. Некоторые животные, изображенные на ножнах, например, олень и горный козел, впоследствии стали типичными мотивами в искусстве скифов.

Эти мечи были завезены скифами с захваченных территорий Среднего Востока и Малой Азии. Неудивительно, что местные кузнецы, изготавливая изделия по заказу скифов, смешивали стили различных культур.

Со временем скифский меч изменил свою форму. В V веке до н.э. лезвие с одинаковыми сторонами заменилось лезвием в форме удлиненного равнобедренного треугольника, постепенно сужающегося к концу по всей длине оружия. А в IV веке до н.э. вместо заостренных с двух сторон лезвий появились лезвия, заточенные с одной стороны. В V веке до н.э. гарда также претерпела изменения. Вместо двух перекрещивающихся брусков появилась полоска металла с загибающимися внутрь концами, а в течение IV века до н.э. она снова приняла простую овальную форму. Рукоятка эфеса также изменилась. Из цилиндрической она стала гораздо более удобной для захвата – сужающейся к краям или овальной.

На протяжении всей своей истории скифы изготавливали ножны из дерева и покрывали из кожей. Их подвешивали к поясу, продевая ремень через выступающее ушко. На извлеченных из курганов скульптурных изображениях меч расположен справа.

Удивительное захоронение было недавно обнаружено у селения Белозерка рядом с Воронежем. Оно не было похоже ни на одно из обнаруженных археологами ранее. Для скифа, захороненного своими соплеменниками 23 века назад, проделали глубокое узкое отверстие на дне могилы и вставили в него меч острием вниз; лишь головка эфеса осталась над уровнем пола. Это меч был обрядовым. Его рукоятка и ножны покрыты тонкими золотыми пластинами. На ножнах изображены дикие животные, охотящиеся за добычей: лев и гриффон хватают оленя; рядом крадутся два леопарда. На выступающем «ушке» ножен изображена голова дикого хряка.

Интересен не только странный способ захоронения, но тот факт, что подобные изображения были обнаружены на мечах из знаменитых курганов в Кул Оба, раскопки которых были произведены около 150 лет назад на окраине Керчи. Украшение на ножнах из Кул Оба имеет много общего с белозерской находкой. А вот изображения на «ушках» ножен различаются. Главные сцены из пяти фигур совершенно идентичны. Скорее всего, они нанесены на пластину одним и тем же оттиском. Меч из Белозерки короче меча из Кул Оба. Это является веским доказательством в пользу того, что в городах северного побережья Черного моря, вероятно, в Пантикапее или в другом городе Босфорского царства, существовали торговые центры, где продавали доспехи.

До недавнего времени считалось, что большинство скифских мечей были короткими. Но когда было найдено множество мечей с длинными лезвиями, наш взгляд на боевую тактику скифов изменился, так как конный воин с длинным мечом имел большие возможности в сражении как с пехотой, так и с кавалерией.

Скифский меч и ножны
Скифский меч и ножны

Слева: церемониальный меч IV века до н.э. Его рукоятка и ножны покрыты золотыми пластинами. Обратите внимание на овальную головку эфеса и суживающуюся к концу рукоятку. В украшении меча сочетаются типичные для скифов изображения животных со сценами боя, выполненные в классическом стиле. Люди одеты в костюмы, характерные как для греков, так и для скифов.

Справа: ножны церемониального меча из захоронения в Кул Оба, украшены изображениями реальных и мифических животных. Сравните простой стиль изображений животных ни тонком конце ножен с изображением морского конька на выступающей “ушке”. Очень похоже, что над “ушком” работал греческий мастер.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *