Успех плана Деница – “Счастливые времена”

План использования в ходе операции «Weserubung» («Учения на Везере» – вторжение в Данию и Норвегию) подводных лодок как защиты от вмешательства Королевского флота оказался сорван и имел разве что учебный опыт. Неисправные торпеды, особенно магнитные взрыватели, стоили лодкам многих побед, и необходимые меры были предприняты. Но более важным было то, что и другие утверждения Деница оказались верными. В сезон 1940 г. субмарины были очень медлительны и уязвимы, чтобы быть соответствующим образом эффективными против хорошо защищенных боевых кораблей.

Потопление торгового судна

Вот как выглядело потопление торговых судов. В данном случае U-123 (серия IXB) производит дневную атаку из надводного положения на британский пароход «Кулебра», используя свое 105-мм палубное орудие, чтобы сберечь драгоценные торпеды. Такие атаки были безопасны только в тех районах, где отсутствовало воздушное патрулирование, поскольку присутствие на палубе орудийного расчета делало срочное погружение невозможным.
Этот эпизод произошел 25 января 1942 г. в ходе операции «Paukenschlag» («Барабанный бой») у Атлантического побережья США, в районе, лишенном противолодочной обороны. В ходе этой операции U-123 под командованием капитан-лейтенанта Хардегена потопила девять судов на своем пути к шестому месту среди самых успешных германских подлодок этой войны.

 

Последовавший затем период с июля 1940 по декабрь 1941 г. стал известен как «Счастливые времена» или «Fette Jahre» («жирные годы»). Это было время величайших асов-подводников: Прина, Шепке и Кречмера. Это было время, когда планы Деница начали приносить первые плоды, поскольку сильно задержанные кораблестроительные программы военного времени начали наконец осуществляться. Утверждение такой программы Гитлером снова и снова откладывалось, так как он опасался за возможные последствия. Однако эта задержка могла привести к поражению Германии в войне. Рассматривая результаты, достигнутые горсточкой лодок, имевшихся в 1940 г., можно отметить, что если бы рост производства лодок в 1941-1942 годах произошел годом раньше, Атлантика могла быть превращена в совершенно непригодное для Британии пространство.

«Счастливые времена» стали возможны в значительной степени из-за захвата в июне 1940 г. французских портов Атлантического океана. Теперь подводным лодкам не надо было пересекать патрулируемое британскими ВВС Северное море, зато имелся открытый выход в Атлантику через Бискайский залив. В то время как число лодок было относительно невелико (на рождество 1940 г. в Атлантике находилась всего одна германская подводная лодка), групповые атаки начались почти незамедлительно. В сентябре 1940 г. 10 лодок атаковали два конвоя, потопив 16 судов, в октябре 12 лодок собрались для совместной атаки конвоев SC-7 и НХ-79 и за четыре успешных для себя ночи потопили 32 судна суммарным тоннажем 15.4662 брт. Больше не оставалось никаких сомнений – «волчьи стаи» работали. Месячный тоннаж потопленных транспортов достиг 350.000 брт, а годовой – более 2300.000 брт.

Успехи, не ослабевая, продолжались и в 1941 г. Им содействовал и медленный рост вновь введенных в строй лодок (в январе 1941 г. в состав флота вошли 11 лодок по сравнению с одной в январе 1940 г.). К весне 1941 г., имея в строю всего лишь около 120 лодок, Дениц мог направить на регулярное патрулирование с задачей поиска и перехвата конвоев до 10 лодок. А к сентябрю уже не было редкостью иметь в Атлантике 2 или 3 группы лодок в любой момент времени.

Но несмотря на это успехи подводных лодок несколько снизились по сравнению с цифрами 1940 г. Основной причиной стал рост эффективности британских противолодочных мероприятий. Приобретение 50 старых американских эсминцев в сентябре 1940 г. позволило в какой-то степени преодолеть наступивший кризис. Но еще более полезным оказалось соглашение с США об участии американского флота в сопровождении конвоев в Западной Атлантике. Однако, вероятно, наиболее угрожающим для подводных лодок стало увеличение эффективности и радиуса действия самолетов британского Берегового командования, действовавших к западу от Ирландии и южнее Исландии. Германские подводные лодки были выдавлены от берегов Англии в открытый океан. Кроме того, захват лодки U-110 и судна разведки погоды «Bremen» (и их кодовых книг) позволил англичанам уничтожить основу германской системы снабжения в центральной части океана. С 28 мая по 15 июня 1941 г. было потоплено 10 судов разведки погоды, судов снабжения и танкеров.

U-552 вернулась с победой от берегов Америки в ходе операции «Paukenschlag».

«Счастливые времена»! U-552 вернулась с победой от берегов Америки в ходе операции «Paukenschlag». Одна из лодок четвертой волны, U-552 за время своего похода с 7 марта по 27 апреля 1942 г. потопила семь судов. Флаги, идущие от перископа к носовой части рубки, соответствуют этим семи судам, причем на каждом отмечен тип судна и его примерный тоннаж. Командир лодки, капитан-лейтенант Топп, в фуражке с белым верхом принимает приветствия толпы, тогда как его старший офицер занят швартовой операцией на своем посту у переговорной трубы на мостике, его мегафон удобно одет на прибор UZO, торпедный прицел для стрельбы в надводном положении. Украшение рубки цветами и ветками было традиционной немецкой манерой отметить окончание успешного похода.

            

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *