Внешний вид византийских солдат - Civilization War - Цивилизация и война

Внешний вид византийских солдат

Оцените статью!

Степень единообразия обмундирования византийской армии до сих пор служит темой яростных споров. Свидетельства, относящиеся к X веку не позволяют однозначно решить этот вопрос. Военные руководства того времени почти не говорят об одежде воинов, поэтому приходится прибегать к другим источникам. «Стратегикон» рекомендует для наездников ношение «аварского» платья, которое представляло собой рубаху с разрезом в центре. Подобный покрой встречается и на рисунках времен поздней античности. Руководства также единодушно советуют, чтобы полы военной одежды не свисали ниже колен. Такая укороченная одежда полагалась работникам физического труда, тогда как люди из состоятельных семей предпочитали носить одежду, закрывающую фигуру до лодыжек.

Руководства также отмечают, что военные должны иметь опрятный внешний вид. Уже тогда было очевидно, что внешность солдата во многом определяет боевой дух и боеспособность. Но кроме этих указаний военные руководства не содержат никаких сведений о том, что солдатам полагалось носить единообразную одежду. Тем не менее, наличие униформы можно предположить в том случае, если солдаты снабжались одеждой централизованно. Со времен ранней империи сохранились сложные законы, регламентирующие одежду гражданского населения, особенно при дворе, и эта регламентация становилась все жестче с течением времени. В результате сложилась целая система цвета и покроя одежды, по которой люди одного круга легко узнавали своих. Вполне возможно, что кадровые постоянные части носили единую одежду, тогда как полупрофессиональные мобилизуемые армии обмундировывались по-разному. Особо тщательно единообразие обмундировании соблюдалось дворцовыми частями, а также в случае различных торжеств.

Широко распространенное представление об одежде Восточной Римской империи относится ко временам поздней античности. К X веку многое изменилось. Жители Константинополя носили рубахи-эзофорионы и кафтаны-рухоны, имевшие весьма сложный покрой. Горловина плотно облегала шею, планка сдвинута влево, по-персидски. Длинные рукава доходили до запястий, где заканчивались манжетами, иногда застегивающимися на пуговицу. Рубахи шили из льна белого цвета, или реже пастельных тонов. Обычно рухон кроили из шерстяной или толстой льняной ткани. На рисунках того времени преобладает верхняя одежда красных и синих оттенков.

Вегеций рекомендует для солдат так называемую «панннонскую» шапку, которую следовало носить тогда, когда не требовалось надевать шлем. Это был головной убор цилиндрической формы, который продолжали носить и в X-XII веках. Кроме того, в Восточной Римской империи носили головные уборы и других типов, хотя все они не считались военными. Толстая фетровая шапка служила подшлемником и основой для тюрбана. Тюрбан могли наматывать и прямо на голове, но это был гражданский фасон.

Солдаты могли носить и другие разновидности одежды, позаимствованные из гражданского гардероба. Старая римская неприязнь к штанам получила новую жизнь с появлением персидского по происхождению обычая носить леггинсы с легкими бриджами. К X веку даже гражданские лица носили стеганные леггинсы для защиты от холода, тогда как у солдат такая одежда служила дополнительной защитой ног. Популярность таких леггинсов (кампотува) была столь велика, что даже император не стеснялся носить их при необходимости. Как видно на рисунках того времени, кампотувры обычно были стеганы по диагонали, иногда внутри каждого ромба простегивался дополнительный узор.

икона XIII века святого Георгия
Великолепная икона XIII века святого Георгия. Видны детали доспехов. Заметно западное влияние. В частности, высокое рыцарское седло появилось в Византии в конце XII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *