Семитская культура Сирии

Rate this post

Несмотря на тысячу лет иностранного правления греков и римлян, Сирия все еще сохраняла свою собственную отличительную семитскую культуру. Это было особенно очевидно в религии. В дополнение к различным нехристианским меньшинствам большая часть населения в провинции принадлежала к церквам, именовавшимся в остальной части Империи не иначе как еретическими. Верующие Палестины в большей части были ортодоксальными (православными) христианами, но центральная и северная Сирия были монофиситскими (Monophysite) – богословская разница, имевшая в те дни очень большое значение! Руководство ортодоксальной церкви, настроенное крайне антисемитски, расценивало Сирию как рассадник иудаизма и иудо-христианства. В ответ большая часть «еврейского меньшинства» негативно относилась к своим ортодоксальным правителям, особенно после того, как император Ираклий (Heraclius) в 630 г. издал декрет, предписывающий всем евреям перейти в христианство. Еще хуже обстояло дело у самаритян, которых в равной степени преследовали и христиане, и евреи. Самаритяне, в отличие от христиан-монофиситов, сразу перешли на сторону захватчиков персов-сасанидов, а вскоре выступили на стороне арабов-мусульман. Язычество в Сирии существовало все еще не только в описываемый период, но и еще в течение полутора столетий под мусульманским правлением. Древний праздник маюмас (Maiumas) – «водный фестиваль», все еще отмечался в Герасе (Gerasa  – современный Джараш), по меньшей мере, до 535г., а, может, и позже. Правда, старые оргии, возбуждающие танцы раздетых девочек и общественное купание в обнаженном виде были несколько смягчены для приведения к нормам христианской морали.

Средний Восток в 634 г.
Средний Восток в 634 г.

Во время вторжения персов-сасанидов в пределы Византийской империи старая византийская армия была разгромлена, и новому императору Ираклию пришлось восстанавливать ее буквально из осколков. И сделал он это замечательно. Ирония судьбы заключается в том, что его эпическая борьба достигла кульминации в 622 г., когда была создана новая армия Византии, отвоевавшая у Персии весь Ближний Восток в ходе трех крестовых походов (623-624 гг., 624-625 гг. и 627 г.). Но именно в 622 г. малоизвестный арабский религиозный лидер бежал из своего родного города Мекка (Makka), чтобы найти убежище в святилище соседнего города Ятриб (Yathrib, позже стал именоваться Мединой). Это событие стало в определенном смысле переломным, и 622 г. стал первым годом в новом мусульманском календаре, а неприметное бегство (или хиджра по-арабски) пророка Мухаммеда стало отправной точкой для создания новой мировой религии – мусульманства.

Начало VII столетия можно также назвать временем реформ в армии Византийской Империи: после нескольких столетий застоя византийская армия начала быстро осовремениваться, изменяться в соответствии с новыми положениями стратегии и тактики. Потому говорить о том, что угрозу, пришедшую из аравийских пустынь, Империя встретила с армией, находящейся в состоянии полного упадка, будет ошибкой. Но с другой стороны, Византия не была готова к нападению с этого неожиданного направления.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *