Авиация и служба военных сообщений РККА, 1918-1922

Rate this post

Рабоче-Крестьянский Красный воздушный Флот (РККВФ) делился на авиацию и воздухоплавание. Его строительством руководило образованное 24 мая 1918 г. Главное управление РККВФ, а руководство на фронтах с сентября того же года осуществлялось Полевым управлением авиации и воздухоплавания Действующей армии. Основными организационными единицами РККВФ являлись авиационные отряды из 6 самолетов каждый, входившие, в свою очередь, в авиадивизионы (по 3 авиаотряда) — главным образом, истребительные. Авиаотряды зачастую сводились в авиагруппы, используемые на решающем направлении действий сухопутных войск. Существовала также и морская авиация, с марта 1920 г. подчиненная Главному управлению РККВФ.

Всего за годы Гражданской войны РККВФ имел около 2,3 тыс. самолетов, из которых к концу войны в строю оставалось около 300. Слаженность и четкость работы службы военных сообщений играли весьма важную роль в ходе Гражданской войны. 28 ноября 1918 г. декретом СНК на железных дорогах вводилось военное положение, а все железнодорожные служащие считались военнообязанными. На железные дороги назначались чрезвычайные военные комиссары, утверждавшиеся Реввоенсоветом Республики.

В 1918 г. военные перевозки составляли 6,9 тыс. эшелонов, в 1919 г. — 12 тыс., а в 1920 г. — 21 тыс. эшелонов.

Красная Армия.
Красная Армия.
1. Красный военный летчик, 1918-1921 г.
2. Штабной работник в должности командира полка Народно-Революционной армии Дальневосточной Республики (НРА ДВР), 1920-1922 гг.
3. Комендант железнодорожного участка, 1919-1922 гг.

Военные летчики и наблюдатели, как правило, носили старое обмундирование русской авиации. Для полетов и аэродромной службы красными использовалось специальное обмундирование, состоявшее из шлема (часто он заменялся фуражкой или пилоткой), кожаных куртки и шаровар; на фуражках чаще оставались старые авиационные эмблемы, но без корон. На рукавах обычно носили нашивки с изображением авиационных эмблем: двуглавый орел с пропеллером в когтях или пропеллер с крыльями.

Нарукавный знак Народно-Революционной армии ДВР, описание которого было объявлено в приказе по Военному министерству ДВР за №44 от 5 июня, имел форму ромба (11 х 7,5 см). Верхняя половина знака — красная, нижняя — синяя (цвета флага ДВР). На верхней трафаретом было изображено золотое восходящее солнце с красными буквами «НРА» на нем. На нижней половине имелись красные нашивки различной ширины, служившие для обозначения должностей. В нижнем углу помещались эмблемы (накладные или трафаретные) по роду оружия. На околыше фуражки помещались эмблемы родов войск или красноармейские звезды. Судя по воспоминаниям, введение нарукавных ромбов и кокард вызвало недовольство бывших партизан, составлявших основной костяк НРА, однако постепенно оно исчезло.

Следует отметить, что до сих пор приказа об учреждении кокард не обнаружено, но кокарды, похожие по форме на кокарды бывшей Российской армии, носили на фуражках командиры, использовавшие также красные звезды и нагрудные знаки РККА. 27 декабря 1920 г. приказом за №127 объявлялось описание знака на головные уборы — красная звезда золотистого цвета с рельефными лучами, в центре нее на красно-синем круге имелись перекрещивающиеся золотистые кайло и якорь.

Согласно приказу Военного совета НРА и Флота ДВР за № 126 от 24 февраля 1922 г., личному составу частей, награжденных орденом Красного Знамени, устанавливались наградные нарукавные знаки, где были вышиты золотом солнце, буквы «Н.Р.А.» и знаки должностного положения (возможно, использовалось не золотое шитье, а галун).

22 августа 1919 г. приказом РВСР были введены нарукавная повязка для комендантов железнодорожных участков, станций и пристаней и нарукавный знак служащих военных сообщений. Первая представляла собой красную суконную полосу шириной 12 см, в центре которой был нашит черный бархатный ромб (8 х 12 см). На нем было вышито белое (серебряное) железнодорожное колесо с двумя крыльями. Ромб имел окантовку: зеленую — для комендантов и темно-желтую — для политических комиссаров при них. Повязка носилась при исполнении служебных обязанностей на левом рукаве. Нарукавный знак служащих военных сообщений являл собой такой же ромб, как и у комендантов станций, нашивавшийся на левый рукав одежды выше локтя.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *