Армия Северной Франции

Большая часть знати времен Каролингов исчезла в хаосе IX-X веков. Однако, некоторые ее представители, пережив тяжелые времена, вошли в состав новой аристократии. «Майлзы» (miles), или рыцари, в то время еще не были членами этого класса. Латинское слово «mile» впервые стало использоваться в новом значении по отношению к феодальному воину в конце X века. Однако, оно обозначало лишь военное звание. Рыцари-«майлзы» составляли небольшую группу профессиональных воинов, вероятно, ведущих свое происхождение от вассалов династии Каролингов. Земельные владения таких рыцарей были не больше крестьянских наделов. К началу XI века они были уже богаче, а к 1110 году стали основными наследственными землевладельцами.

«Житие святого Николая». Резной фасад, Северная Франция, 1150-1175 гг. Топор в XII веке являлся обычным оружием пехотинца.

«Житие святого Николая». Резной фасад, Северная Франция, 1150-1175 гг. Топор в XII веке являлся обычным оружием пехотинца.

Первые рыцари-«майлзы» не обязательно были кавалеристами, в начале XII века они по-прежнему относились к пешим рыцарям. Однако, уже появилось много «майлзов», у которых были доспехи, шлем, щит, меч и копье.

Старания церкви как-то ограничить деятельность рыцарей-«майлзов» рамками Богом данного закона, превратили их в квази-религиозный класс «священных воинов». Однако, старания эти не увенчались успехом, так как стремление к власти отодвинуло на задний план идеалы служения. В XII веке крупные представители французской знати покинули города и поселились в замках. А рыцари-«майлзы» получили поместья, располагавшиеся вокруг замков и стали составлять постоянный класс воинов лишь к концу XII века. Но как только это произошло, они прониклись таким огромным чувством собственной исключительности, что это стало мешать крупным лордам и королям повышать в звании других рыцарей. Дворяне разделились на классы, хотя это разделение было нечетким. Наверху социальной лестницы стояли беннереты, за ними шли рыцари, владевшие феодальными поместьями, потом воины короля. Последнюю ступень лестницы занимали оруженосцы (или сквайры).

Воспитание юных рыцарей
Целенаправленное воспитание юных рыцарей начиналось с пяти лет. Мальчик помогал своему отцу, обучался игре в шахматы, верховой езде и основам христианской веры. В возрасте семи лет он оставлял мать и становился пажом, продолжая обучаться верховой езде, а также охоте, владению мечом, копьем и другим оружием. Охота на оленя и сокола была опасным занятием, но она давала мальчику первые навыки ловкости и владения тактическими приемами. В 12 лет его могли отправить заканчивать свое образование в семью какого-нибудь известного лорда, где образ жизни был достаточно суров. Еще два года спустя ему доверяли присматривать за собаками, и к 20 годам он владел всеми навыками, необходимыми для охотника. Попутно юношу обучали хорошим манерам, музыке и пению.

Чтобы стать оруженосцем, молодой человек должен был пройти церковный обряд, во время которого священник вручал ему пояс, меч и ножны. Теперь юный сквайр мог путешествовать и участвовать в сражениях. Для посвящения в рыцари была установлена более торжественная церемония, окончательно оформившаяся в XIII веке. Сквайр приходил в церковь, и облачившись в простую белую рубашку и белые штаны, терпеливо ждал начала службы.

Хотя некоторые рыцари XII века учились читать, юные воины проходили, в основном, военную подготовку, для чего они объединялись в группы по нескольку человек. Будучи вооружены копьями, они вместе учились кавалерийским маневрам и владению оружием. Тренировка в группе считалась основной подготовки. Обучение было связано с риском получить травму, однако, дальнейшая жизнь рыцаря была еще более опасной: из каждых 15 человек трое погибали в сражении, а один – при падении с лошади. Большое внимание уделялось содержанию оружия в исправном состоянии: юношей обучали правильно чистить его и вовремя смазывать. Наставники высмеивали «рыцарей», не способных в нужный момент вынуть ржавый меч из ножен. Они также советовали воинам, вопреки моде на длинные волосы, распространившейся в XII веке, стричься и бриться перед сражением, выказывая таким образом уважение к противнику.

«Давид и Голиаф», иллюстрация в Библии из Сент-Этьена, 1109-1111 гг.

«Давид и Голиаф», иллюстрация в Библии из Сент-Этьена, 1109-1111 гг. Шлем и щит-«коршун» Голиафа точно такие же, как на англо-норманском гобелене из города Байе. Только длинные рукава кольчуги свидетельствуют о том, что это боевое снаряжение XI века.

            

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *