Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (VI)

Rate this post

30) Вегеций, «Краткое изложение военного дела», II.7, около 390 года

Вегеций описывает иерархию командиров римского легиона эпохи упадка империи. Сразу за простыми солдатами, которых Вегеций называет munifices, потому что они несут повседневные службы (munera), идут кандидаты дупляры (candidate duplares) и кандидаты симпляры (candidates simplares). Вероятно, эти две категории воинов были освобождены от несения повседневных нарядов, поэтому они могли уделять больше внимания своему внешнему виду.

31) Вегеций, «Краткое изложение военного дела», IV, 37

Вегеций сообщает, что разведывательные корабли окрашивались «венетской» краской, которая позволяла кораблям сливаться с морскими волнами. По-видимому, венетский цвет представлял собой оттенок темно-синего. Даже воск, которым покрывали борта кораблей, был окрашен в венетский цвет. Моряки тоже носят одежду венетского цвета, чтобы ничто не выдавало корабли ни днем, ни ночью.

Вегеций называет небольшие корабли бриттов picati. Возможно, это ошибочно записанное слово pictae, то есть «окрашенные», окрашенные в венетский цвет. Очевидно моряки-бритты, носившие синие туники, служили и на других флотах.

32) Мозаика, Риельвес, Испания, IV век

На центральной панели этой мозаики изображены сражающиеся воины. Фигуры представлены в архаическом стиле, например, все воины изображены в уже давно вышедших из ношения туниках с коротким рукавом. Некоторые исследователи полагают, что это не солдаты, а гладиаторы, хотя их доспехи гладиаторскими не выглядят. С другой стороны, желтый цвет доспехов, отсутствие на них стыков и складок, позволяют предположить, что доспехи не металлические, а матерчатые. В то же время, можно предположить, что художник пытался изобразить мускульный панцирь. Все выше сказанное делает очень сложной интерпретацию изображенного на этой мозаике.

33) Клавдиан, «Opera Omnia, Contra Rrufinum II», 108-109, около 404 года

Поэма, восхваляющая Стилихона, написана поэтом Кавдианом в годы правления императора Гонория. В поэме дано описание одежды римских воинов. Армянский отряд, вероятно Comites Sagitarii Armeni, по описанию носил плащи травянисто-зеленого цвета. Клавдианий в «De Quarto Consulatu Augusti» также упоминает «белые когорты», вероятно, отряд Auxilia Palanina, а в «De Sezto Consulatu Honorii Augusti» говорит о конных воинах с пурпурно-красными лентами на плечах.

34) Мозаика Фаэнца, Италия, V век

Эта довольно грубая мозаика вероятно сделана в честь победы Стилихона при Полленции. Слева изображен сам Стилихон, полководец стоит рядом с сидящим на троне Гонорием в окружении вооруженной охраны. Стилихон в белой тунике, украшенной единственной черной полосой и красным кантом. Манжеты рукавов отделаны двумя черными и одной красной полосой. Плащ Стилихона полосатый, но по сравнению с плащами трех других фигур, можно предположить, что так художник пытался передать складки материи, а не узор. Длинные штаны Стилихона украшает узкий ряд черных и белых квадратов. Цвет штанов и плаща на мозаике коричневато-пурпурный. Оранжево-коричневая шапка фригийского стиля завершает гардероб.

Гонорий из одежды имеет на теле только плащ и сапоги, надетые на белые носки, которые виднеются в прорезях кожи. Одежда двух гвардейцев резко контрастирует с одеждой Стилихона. Гвардейцы изображены в мускульных панцирях и классических туниках с коротким рукавом. У одного из гвардейцев туника украшена большими круглыми накладками. Гвардейцы не носят штанов, вероятно, в соответствии с требованиями императора, который был противником этого вида одежды. При дворе Гонория не любили германцев, в конечном счете это привело к падению Стилихона и казни многих римских полководцев германского происхождения.

Армия окраинных гарнизонов Римской Империи
Армия окраинных гарнизонов Римской Империи

1. Трибун вспомогательного отряда, середина III века

На фресках из Дура-Европос изображены солдаты XX пальмирской когорты. Здесь представлена реконструкция командира когорты Юлия Теренция. Белый плащ с бахромой, туника с длинным рукавом и короткими клавиями, полосами на запястье и подоле.

2. Вексиллярий вспомогательного отряда, середина III века

Реконструкция проведена по результатам находок в Дура-Европос. Вексиллюм изображен в соответствии с найденным в Египте и в настоящее время находящимся в коллекции музея изящных искусств в Москве. На штандарте изображена богиня Виктория. В Дура-Европос найдено изображение вексиллюма, но оно неясное и допускает самые смелые интерпретации.

3. Центурион вспомогательного отряда, середина III века

Еще одна фигура в белом плаще, изображенная рядом с трибуном. Возможно, это старейший центурион когорты. Туника украшена изображением свастики.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *