Верования македонских солдат

Rate this post

Хорошо известно, что солдат лучше сражается, когда уверен в своих товарищах по оружию. В этом случае солдат сражается вместе с товарищами и за них. Он боится уронить свою честь, показаться трусом. Но еще большую роль в поддержании боевого духа воина играют культурные условия и усилия пропаганды, верования, передающиеся из поколения в поколение и стремление к правде – все это заставляет даже самых трусливых идти на войну. Фалангиты, которых война на долгие годы забросила на край ойкумены, оторвала от дома и родных, имели множество совершенно разных мотивов, заставлявших их идти в бой: от низменной жадности до высокого идеализма. Воин шел в бой в первую очередь потому, что от него ждали этого. Ему даже в голову не приходило оспорить право царя приказывать, это был неоспоримый закон жизни. Война была способом войти в число героев, возможностью испытать себя, и стяжать славу, которая уравнивала простолюдинов и знать.

Обычный воин был не слишком образован, но он хорошо знал предания старины, поэтому смело шел в бой в долине Тигра, в горах Армении, в греческих колониях на черноморском побережье. Но македонским педзетайром двигали и экономические мотивы. Он рассчитывал взять богатые трофеи у варваров. Он сражался из-за почтения к царю. Курций Руф пишет: «Все войско приняло Филиппа с таким чувством, как самого царя; каждый жал ему руку и благодарил его, как посланного богом. Трудно передать, как велика была, помимо прирожденного почтения македонцев к царям, их преданность именно этому царю, их пламенная к нему любовь. Все были убеждены, что он ничего не предпринимает без помощи богов; ибо если кому-либо постоянно сопутствует счастье, то даже безрассудство ведет его к славе. Возраст царя, едва созревшего для таких деяний, оказался вполне достаточным и прославил все его дела. Вещи, которым обычно не придают значения, имеют большую цену в глазах солдат: соревнование царя с солдатами в телесных упражнениях, его одежда и манера держаться, мало отличающие его от простого человека, его воинский дух» (3.6.17-19).

Рисунок на стене гробницы Лисона и Калликла в Лефкадии
Рисунок на стене гробницы Лисона и Калликла в Лефкадии. В центре щит с восьмилучевой звездой. Ниже поножи и шлемы. Слева шлем фракийского типа. Меч слева с рукояткой в форме птичьей головы, по-видимому, это копис. Меч справа прямой ксифос.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *