Греческие конюхи

В своем труде «О верховой езде» Ксенофонт дает советы всадникам о том, как организовывать работу конюхов по уходу за лошадьми. Хотя обслуживали лошадей слуги, владелец лошади должен был плотно контролировать их работу. Причины этого понятны. Человек, пренебрегающий своим конем, пренебрегает своей жизнью. Ксенофонт в «О командовании конницей» требует, чтобы каждого воина сопровождал конюх. Хотя конюхи также ездили верхом, они не участвовали в бою и не несли оружия.

На некоторых тарентских монетах относящихся к периоду между 334 и 303 годами до н.э. встречается изображение работающего конюха. Конюх изображен, пригнувшимся вниз, осматривающим поднятое копыто лошади.

Как уже говорилось, кони оставались подкованными, железные подковы еще только предстоит изобрести тем же кельтам. Поэтому многие животные хромали, особенно на сухой скалистой местности. Ксенофонт рассказывает, как он однажды вел преследование, пока местность не стала слишком трудной, из-за чего ему и его солдатам пришлось спешиться. Позднее Ксенофонт рекомендовал укреплять конские копыта, ударяя их о круглые камни размером с кулак.

Когда за лошадью ухаживал конюх, или животное выводили на смотр, коню надевали намордник, чтобы не дать ему кусаться. Намордник изображен на нескольких аттических и итальянских краснофигурных вазах. Намордник делали из кожаного ремня или из веток.

Кони и сбруя

1) Греческие и итальянские лошади были легкими животными ростом 13,1 ладони в холке с небольшой головой и стройными ногами. Большинство, если не все, боевые лошади были жеребцами, чему есть убедительные свидетельства в сохранившихся до нас образцах изобразительного искусства. Лошадей не подковывали. У Гомера основной конской мастью был цвет человеческого волоса или светло-гнедой. В интересующий нас период часто встречаются упоминания о красно-гнедой, серой или вороной масти. На рисунках того времени лошади почти всегда темно-гнедые с более светлым хвостом и гривой. Если масть лошади почти вороная, у нее могли быть белыми ноги, бабки и морда. Знаменитый Буцефал Александра Македонского был вороной масти с белой звездочкой на лбу. Командир конницы Френтани, атаковавший Пирра под Гераклеей, ездил на черном жеребце с белыми чулками.
2) Ксенофонт говорит о езде на спине лошади, но как правило ездили не на голой спине, а на чепраке. Чепрак представлял собой простой прямоугольник. Главной задачей чепрака было беречь ноги наездника от конского пота. На спине чепрак удерживался с помощью широкой подпруги. Иногда поверх чепрака накидывали еще попону. Ксенофонт советует использовать толстый стеганый чепрак, который обеспечивает наезднику устойчивую посадку и не дает натереть лошади спину. Таким образом, чепрак защищал кожу, но почти не влиял на устойчивость посадки. Ксенофонт упрекал персов за то, что те покрывают лошадей множеством попон, словно постель, из-за чего персидские всадники сидят мягко, но неустойчиво.
3) Лошадью управляли с помощью узды, вожжей и мундштука. Первая уздечка из темно-коричневой кожи с бронзовыми деталями (3а). Второй экземпляр из красной кожи, также с бронзовыми деталями (3b). Иногда уздечка была выполнена в персидском стиле, то есть состояла из бронзовых пластин (3с). Вожжи делали из той же кожи, что и уздечку. Ксенофонт советует, чтобы вожжи «были одинаковой прочности, не слабее, не тоньше и не толще, так, чтобы в одной руке с вожжами можно было держать копье».
4) Ксенофонт также рекомендует «гибкий» мундштук «жесткому». Как показано на рисунке 4а, трензельный мундштук состоял из двух деталей, соединенных посредством двух проушин. К деталям мундштука крепились два диска, прикрывавшие острые зубы коня. Далее шли височные пластины, которые не давали мундштуку сползти в сторону. Рядом с височными дисками крепились ремни уздечки, а дальше – вожжи. Диски, височные пластины и вожжи передавали усиление на мундштук. К центральному сочленению мундштука крепилась небольшая цепочка в три или четыре звена. Ксенофонт объясняет, что лошади чувствуют эту цепочку языком и зубами, и не кусаются. Второй образец (4b) – жесткий мундштук. Мундштуки делали из железа, как первый образец, или из бронзы, как второй и третий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *