Спартанский шлем - Civilization War - Цивилизация и война

Спартанский шлем

Оцените статью!

Шлем был вторым, после щита, по важности элементом доспеха гоплита. В архаический период наиболее распространенным типом в Спарте, равно как и в остальной Греции, был коринфский шлем. Впервые он появляется ок. 700 г. до н.э. Он полностью закрывал голову, и, хотя зрение и слух были ограничены, обеспечиваемая им защита была весьма эффективной в гоплитском бою на копьях. Наряду с этим шлемом лакедемоняне, вероятно, использовали и более открытые варианты.

Когда в V в. до н.э. лаконская тактика ведения боя начала развиваться, коринфский шлем вышел из употребления. Все более сложные маневры и необходимость слышать сигналы трубы делали слух и зрение более важными качествами в бою. В результате, одновременно с исчезновением панциря, появился новый тип шлема — пилос.

Слово пилос (pilos) буквально означает «войлок». Оно применялось для обозначения различных предметов, сделанных из этого материала. Войлочные шапки назывались пилии. Существовало множество местных вариаций таких шапок, которые отличались друг от друга своей формой. Лаконские пилии упоминаются Аррианом (Тактика, 3, 5) и Поллуксом (I, 149). Они были коническими по форме, с небольшим закруглением наверху Подобные головные уборы носили лаконские герои Кастор и Полидевк. Шапки такой формы также были популярны в дорийских колониях за Западе. Некоторые из этих колоний были основаны спартанцами. Бронзовый шлем-пилос повторял форму войлочной шапки-пилоса. Вероятно, шапки-пилосы иногда надевали под шлем, что дало толчок к созданию шлемов подобной формы. Будучи принятыми в лакедемонском войске, эти шлемы вскоре сделались таким же символом Лакедемона, как кроваво-красная эксомида, и были скопированы армиями многих государств, как входивших в состав Пелопоннесского союза, так и не входивших в него.

Причиной своего рода дискуссии стал знаменитый отрывок из Фукидида (IV, 34, 3). В нем говорится, что спартанскому гарнизону на острове Сфактерия большой урон наносили афинские лучники, поскольку спартанские «пилы {piloi) не зашищали от стрел». Фукидид мог подразумевать, что спартанцы носили войлочные пилии. Однако более вероятно то, что к этому времени слово пилос также обозначало бронзовые шлемы этого типа. Есть основания полагать, что шлем-пилос лакедемоняне использовали до конца классического периода, несмотря на то, что во многих армиях он был заменен более закрытым типом шлема.

Вторая Мессенская война
Вторая Мессенская война

Иллюстрация основана на батальной сцене, изображенной на поздней протокоринфской вазе из коллекции Чиги, на которой был изображен флейтист. Некоторые предполагали, что использование флейтистов было практически общепринято. Однако с уверенностью можно сказать, что лишь спартанская армия использовала подобных музыкантов. Можно предположить, что художник изобразил флейтиста именно как знак того, что речь идет о спартанской армии. В таком случае мы можем иметь дело с самым ранним цветным изображением спартанских гоплитов. В высоту ваза достигает 26 см; миниатюрное изображение размещено в четырех горизонтальных поясах. В самом верхнем поясе изображена батальная сцена – одно из самых ранних бесспорных изображений сражения гоплитов. Ваза датируется 650-625 гг. до н.э. и изображение может относиться к Второй Мессенской войне, которая началась в 660-х гг. до н.э и продолжалась много лет.

Обод гоплитского щита покрыт бронзовой полосой с практически неизменным витым орнаментом. Самый верхний слой щита, сделанный из кожи, раскрашен как и обод. Фон желтый – видимо, имитация бронзы. Левая рука до локтя пропущена в бронзовое кольцо-порпакс (porpax), а в кулаке зажата рукоятка-нтилаба (antilabe), прикрепленная к ободу. Судя по изображениям, предплечье левой руки было защищено дополнительными слоями кожи, приклеенной к обратной стороне щита. Позднее это усиление изготавливали из бронзы. Значение эмблем не щитах врагов спартанцев, если они и существовали, нам неизвестно. Из четырех спартанцев на переднем плане у двоих под панцирями ничего не надето, а двое других носят кроваво-красные хитоны. Можно предположить, что кроваво-красные хитоны стали использовать в спартанском войске уже в столь ранний период. У каждого воина – по два копья, и на некоторых из этих копий видны метательные ремни. У копий нет бронзовых подтоков-савротеров (sauroter), характерных для гоплитских копий в более позднее время. Таким образом, переход от «гомеровского» способа ведения войны, когда копье выполняло двойную функцию, еще не был завершен. Важным является сообщение Тиртея, жившего во времена Второй Мессенской войны, что копья кидали из-под прикрытия щита. Изображения мечей на вазе отсутствуют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *