Одежда спартанцев - Civilization War - Цивилизация и война

Одежда спартанцев

Оцените статью!

В Древней Греции мужчины и женщины мало времени проводили вместе. Мужчины должны были большую часть дня трудиться в поле, женщины занимались домашними делам и. Как свидетельствуют изображения и описывают тексты, грязную работу, такую как вспашка, сев или лепка посуды, мужчины выполняли обнаженными.

Отсутствие одежды во время атлетических занятий было частью своеобразного ритуала. В начале архаического периода атлеты носили легкие одежды, однако впоследствии одежда исчезла с их тел полностью.

Статуэтка лаконского воина, найденная в Додоне в 1930 г.
Статуэтка лаконского воина, найденная в Додоне в 1930 г. Коринфский шлем с сильно открытым лицом, что не совсем характерно для того периода. Возможно, художник специально так изобразил шлем, чтобы максимально показать лицо. Из-под панциря виден подол облегающего хитона с волнообразным орнаментом по краю. Создается впечатление, что воин плотно запахнул тунику на груди, прежде чем надеть панцирь.

Тяготы военной службы, когда надо было совершать переходы и сражаться в тяжелом вооружении, и все это зачастую — под палящим летним солнцем, едва ли предъявляли меньше требований к людям, чем работа и физические упражнения. Кроме того, война имела не меньшее культовое значение, чем спортивные соревнования. Когда мы видим изображения спартанцев, сражающихся без хитонов, мы не должны думать, что это — художественный вымысел или «героизация». Безусловно, в некоторых случаях так оно и есть, но гораздо чаще нагота в греческом искусстве отражает реальное положение дел.

Кроваво-красная одежда
Согласно Ксенофонту (Лаконская полития, XI, 3), Ликург приказал лакедемонянам носить одежду кроваво-красного цвета и бронзовые щиты. Такая одежда менее всего походила на женскую и была удобна для ведения войны. Щит было легко полировать, и свой блеск он утрачивал весьма нескоро. Более поздние источники дополнили сведения, приведенные Ксенофонтом. Плутарх (Моралии, 238 F) отмечал, что кроваво-красная одежда наводила ужас на неопытного противника и делала менее заметными ранения. В те времена, когда Ксенофонт писал свои произведения, такая одежда стала практически универсальной для войск всех греческих государств. Это было в значительной степени следствием лакедемонского влияния. Таким образом, утверждение о том, что кроваво-красный является «воинственным» цветом, полностью стало соответствовать действительности в IV в. до н.э. Реальную причину появления такой расцветки одежды следует искать, видимо, в другом.

В древности изготовление одежды было долгим и дорогостоящим процессом. Большая часть ее производилась и домашних условиях. Хотя наши познания в этой области несколько ограничены, можно предположить, что до конца V в. до н.э. многие имели один только плащ, И было обычной практикой одолжить плащ у соседа на то время, пока свой находится в стирке. Ситуация изменилась, видимо, позже. Однако и тогда большинство людей обладало ограниченным набором одежды. Ксенофонт (Анабасис, III, 2, 7) сообщает, что на битву он надевал свою лучшую одежду. Это он делал по двум соображениям. Если боги даруют победу, то праздничная одежда как нельзя лучше подойдет к этому торжественному случаю, если же он погибнет, то свою судьбу следует встретить хорошо одетым. Похоже, такой подход был весьма распространенным.

Существует мнение, что матери и жены спартанских воинов для своих мужчин, постоянно рискующих жизнью, стремились шить хитоны самого высокого качества. И кроваво-красная ткань, как самая дорогая, пользовалась всеобщим спросом. Распространение такой одежды возникло из обычной практики, и лишь потом она была узаконена официально. Как давно возник обычай ношения кроваво-красной одежды, сейчас установить трудно. Однако можно утверждать, что это была очень древняя традиция. В начале V в. до н.э. хитоны воинов продолжали оставаться богато украшенными. И хотя ношение кроваво-красной одежды ста/ю к этому времени уже формализованным, от стандартизированного платья она отличается очень сильно. В IV в. до н.э. армия Агесилая была полностью кроваво-красной. К этому времени, как кажется, уже можно говорить о «форменной» военной одежде, которая могла иногда устанавливаться командиром. Кроваво-красный стал цветом воина, и в особенности — лакедемонского воина. Лакедемонянина даже хоронили в его кроваво-красной одежде (Плутарх, Ликург, 27, 1).

Бронзовая пластинка из Помпей с изображением Сократа. Философ одет в трибому и опирается на баконский бактерион.
Бронзовая пластинка из Помпей с изображением Сократа. Философ одет в трибому и опирается на баконский бактерион.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *