Карманные линкоры фюрера

Для управления огнем орудий главного калибра использовался оптические дальномеры с базой 10,5 м. На линкорах стояло по четыре таких дальномера. По одному дальномеру было смонтировано на передней и кормовой надстройках, еще по одному – в башнях главного калибра. Качество оптических приборов германского производства в рекламе не нуждается. Возможно, превосходная оптика оказала немцам дурную услугу — в Германии упустили появление радиолокаторов. Отсутствие на германских кораблях РЛС часто ставило их в неравные условиях в морских боях с флотами союзников, на кораблях которых стояли радиолокаторы, пусть поганенькие, но превосходящие по дальности обнаружения целей оптические дальномеры. К тому же работа РЛС не сильно зависела от погодных условий и совсем не зависела от времени суток. За время войны немцы так и не сумели создать хорошего морского радиолокатора управления артиллерийской стрельбой. Причина германских неудач в области радиолокационной техники была в том, что они ошибочно считали, что радиолокатор не может работать на волнах короче 50 см, в то время как англичане и американцы сделали ставку на разработку более коротковолновой техники и не прогадали. Со временем немцы поняли ошибку, но времени на ее исправление уже не оставалось.

В 1936 г. «Адмирал граф Шпее» стал первым германским кораблем, оснащенным поисковым радиолокатором – тогда на его фок-мачте смонтировали экспериментальную версию РЛС FuMO-22. Данный радиолокатор эксплуатировался на корабле до 1939 г., когда его заменила стандартная станция FuMO-22 с антенной вдове увеличенной площади. РЛС FuMO-22 устанавливалась на кораблях кригсмарине чаще всего. РЛС работала на длине волны 81,5 см, дальность обнаружения целей составляла 13 морских миль (24,1 км). На «Лютцове» в январе 1942 г. в дополнение к РЛС FuMO-22 поставили систему предупреждения об облучении радиолокаторами противника FuMB-4, но в марте 1944 г. антенну данной системы (она стояла рядом с оптическим дальномером передней надстройки) демонтировали.

Передняя пирамидальная надстройка «Шеера» в 1940 г. была перестроена, на ней установили антенны РЛС FuMO-27 вместо одной антенны РЛС FuMO-22, которая была поставлена в 1939 г. РЛС FuMO-27 работала на той же частоте, что и FuMO-22, но за счет иной антенной системы обладала более острой диаграммой направленности, что улучшало селекцию целей. В 1942 г. на «Шеере» поставили антенну «Тимор» (сбоку сзади переднего оптического дальномера) и четыре небольших антенны «Суматра» системы предупреждения об электромагнитном облучении (на крыше передней надстройки).

Появление «Дойчланда» вызвало тревогу в стане вероятных противников Германии в грядущей войне — в Лондоне и в Париже. Аналогов «Дойчланду» в мире не существовало. Ответом на появление «Дойчланда» стала закладка во Франции двух линкоров типа «Дюнкерк», специально предназначенных для борьбы с «Дойчландом». «Дюнкерки» обладали большей, чем «Дойчланд» скоростью и были лучше бронированы. Англичане не стали строить ничего специального — в Лондоне справедливо полгали, что «Дойчланду» вполне хватит существующих линкоров «Кинг Георг V». Эти корабли по скорости и вооружению превосходили германскую новинку, но уступали большинству действительно современным на тот момент линкоров.

Итак «Дойчланд» появился, но никто в мире, включая самих немцев, не знал к какому классу отнести корабль. Изначально корабль классифицировали как Panzerschiff — бронененосец. С февраля 1940 г. броненосцы переклассифицировали в Schwere Kreuzer, тяжелые крейсера. Англичане же без затей стали именовать «Дойчланд» как Pocket Battleship — карманный линкор. С тех пор «Дойчланды» иначе как карманные линкоры никто и не называет.

Немцы не знали как корабли классифицировать, зато отлично понимали как их использовать на войне. С первых дней войны «Дойчланду» и «Шпее» светили дальние рейды на просторах Мирового океана. Энтузиастов рейдерской войны на море не охладила даже гибель «Шпее» на рейде Монтевидео 13 декабря 1939 г.

Тот знаменательный морской бой обнажил все недостатки, присущие карманным линкорам. «Шпее» пришлось вступить в бою с тремя тяжелыми крейсерами, двумя британскими и одним новозеландским. Карманный линкор был сильнее каждого взятого по отдельности тяжелого крейсера, но не обладал перед ними преимуществом в скорости, из-за чего не мог уйти от трех крейсеров сразу. Получив тяжелые повреждения, «Шпее» укрылся в нейтральном порту, а потом командир карманного линкора принял решение затопить корабль. Союзники успешно скормили немцам дезу о сильной эскадре, которая якобы подстерегает карманный линкор в близи устья Ла-Платы. «Варягом» «Граф Шпее» не стал. Пока союзники не организовали регулярные полеты патрульной авиации над океанскими просторами, рейдерство германских кораблей приносили определенный успех. «Дойчланд/Лютцов» потопил судов общим водоизмещением 6962 т, «Шпее» — 50 089 т, «Шеер» — 137 223 т.

Учитывая человеческие и материальные ресурсы, потребляемые карманными линкорами, их успехи представляются весьма сомнительными. Недаром главным оружием кригсмарине в Битве за Атлантику стали не надводные корабли, а U-боты.

Броненосец «Адмирал граф Шпее» в Южной Атлантике, декабрь 1939 г.

Броненосец «Адмирал граф Шпее» в Южной Атлантике, декабрь 1939 г. На корабле установлены ложная башня главного калибра и ложная дымовая труба. Перед боем с британскими крейсерами 13 декабря 1939 г. все ложные конструкции были демонтированы. Карманный линкор был затоплен вблизи порта Монтевидео через четыре дня после боя с крейсерами.

«Дойчланд» в походе у побережья Германии

«Дойчланд» в походе у побережья Германии, Северное море, осень 1939 г. Цензура ретушировала геральдику в носовой части борта перед якорным клюзом. У «Дойчланд» здесь красовался желтый геральдический щит с черным имперским орлом. На борту носовой башни главного калибра черной краской нарисован нацистский орел со свастикой в когтях.

            

Добавить комментарий