Возникновение ислама

Вот в это смутное время появился пророк Мухаммед, начавший проповедовать новую веру ислама. Для мусульман существенно важно, что ислам (буквально — «покорность») не является новой религией или божественным откровением. Нет, истинную религию Бог дал Адаму. Мухаммед же просто принес людям оригинальное исходное значение религии, Истинную Веру, очищенную от наслоений неправильного испорченного мира. Миссия Мухаммеда и его возвышение по ступеням политической власти совпало с занятием Сасанидами Сирии. В то время как на севере Аравии племена, отбиваясь от Византии, организовали конфедерацию союзнических племен, Мухаммед привлек арабские племена к исламу в Хиджазе. Правители Йемена на юге, Бахрейн на побережье Персидского залива и Оман на востоке также приняли ислам в признание увеличивающегося влияния мусульманских Мекки и Медины. Войны Ридда (Riddah -«отступничество), которые начались сразу после смерти пророка, были попыткой некоторых областей восстановить свою независимость, но в результате этих войн мусульмане из Мекки и Медины расширили свой контроль над Аравией. Они привели к консолидации мощного нового мусульманского государства по всему полуострову. В Константинополе, тем временем, император блаженно не подозревал о том, что происходило у его границ к югу от Сирии.

Профессиональный воин мусульманин

Профессиональный воин мусульманин, экипированный для боя в пешем строю. Его шлем из бронзовых и стальных деталей сделан в Иране и был самым популярным в течение следующего столетия. Воин носит два кольчужных хауберка, между которыми надета военная туника. Использование перевязи вместо пояса типично для арабских воинов. Желтое полотно, обмотанное вокруг головы воина, свидетельствует, что он один из ансар (ансары -- "помощники", жители Медины из племен авс и хазрадж, принявшие ислам и оказавшие всяческую помощь Мухаммеду).

Мухаммед вначале расценивал христиан как союзников. И только при его последователях, столкнувшихся с провизантийс-кими арабскими соплеменниками при Муте (Mu’ta) в 629 г., две религии стали враждующими конкурентами. Годом позже мусульмане заключили мирный договор с епископом Айлы (Aila, современный Акабах) и целым рядом южных иорданских племен. Эта область находилась вне зоны византийского контроля. После разгрома Сасанидов император Ираклий установил новую линию границы от Газы на Средиземном море до южного конца Мертвого моря, оставляя земли южнее этой линии за пределами Империи. Новая граница существовала пока только на картах, войск на ней практически не было — некому было защитить коммуникации от вторгающихся бандитских арабских групп. Большая часть византийской армии находилась в северной Сирии, воюя с традиционным противником — Сасанидами. Новая линия границы облегчила жизнь налетчикам из Аравии: теперь они могли идти в рейд вокруг залива Акабах, направляясь в Египет или на север к Газе, и не опасаться в этом районе встреч с регулярной византийской армией.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 г. его дело продолжили халифы (Khalifan -«преемник»), первым из которых стал Абу Бекр (Abu Bakr, в разных источниках его именуют Абу-Бакр и Абу Бакар). Достижения халифов в политическом смысле были весьма весомы, но в религиозном плане учение они почти не развивали. Очень скоро Абу Бекр осознал, что если мусульмане не сосредоточат под своим правлением все арабские племена, те отойдут к Византии. После этого они усилили набеги, стремясь навязать мусульманское правление всем арабскоговорящим народам. Первоначально религиозное обращение Мухаммеда направлялось исключительно к арабам-язычникам, поскольку христиане и иудаисты, которых мусульмане именовали «Народами Книги», уже поклонились истинному Богу. Но первые же мусульманские набеги в области вокруг Газы привели к столкновению мусульманских воинов с регулярными византийскими войсками. В 634 г. мусульмане разбили византийское соединение, убив его командира, который, имея чин кандидата (Candidates), состоял в числе ближайших телохранителей императора. Последовавшее за этим в том же году землетрясение и появившаяся на небе комета в форме меча были интерпретированы как предзнаменование будущих мусульманских завоеваний.

К востоку от византийской границы мусульмане объединили под своим правлением племена сирийских степей. Здесь переход к новому правлению и вероисповеданию проходил относительно мирно. Постепенно под своим началом мусульмане собрали и все пограничные регионы.

Мусульманское завоевание района Балга (Balqa) в центральной Иордании имело большое стратегическое значение, поскольку именно отсюда мусульмане начали свое вторжение в Сирию и Палестину. Казалось бы, как можно было сравнивать по силам бандитов-пустынников и регулярную армию Империи, как можно сопоставлять арабов-мусульман и византийцев? Но так сложились обстоятельства, что в этом регионе их силы почти сравнялись, чего не ожидали ни мусульмане, ни византийцы.

              

Добавить комментарий