Вооружение мусульманских армий (I)

Одежда первых мусульманских воинов отражала их традиции и культурный уровень. Арабские кочевники носили длинные верхние хлопчатобумажные одежды, плотно намотанные в несколько слоев вокруг тела. Городские арабы, проживавшие ближе к византийской и сасанидской границам, часто одевали туники и плащи, что и их соседи. Сирвал (Sirwal — штаны) вскоре стали отличительной одеждой мусульманского солдата (ездить с голыми бедрами на лошади очень проблематично), штаны эти были персидского происхождения. В то же время йеменская аристократия носила шелка и применяла косметику, вызывая отвращение у благочестивых мусульман.

В средние века для араба-мусульманина было почти обязательно брить голову, но в начале мусульманских завоеваний многие арабы носили длинные волосы. Даже старший военачальник, случалось, носил длинные волосы, заплетенные в четыре жестких косы. Голову они повязывали иматной («imatna — головное полотно). Такой головной убор был отличительной чертой северных и центральных арабов, но это не была чалма или тюрбан, как мы его представляем по поздним средневековым и современным изображениям. Было вполне обычным носить под этой головной повязкой небольшую шапочку («imama). Например, Халид ибн Валид потерял такую свою излюбленную красную шапку в ходе сражения при Ярмуке. Тяжелые кожаные сандалии были также типичны для ранних мусульманских арабов, в могилах арабов из вспомогательных частей в Иордании домусульманского периода находятся и тяжелые ботинки-сандалии римского образца.

Вероятно, вооружение ранних мусульман было таким же смешанным, как и их одежда. В годы, непосредственно предшествующие периоду мусульманской экспансии, большая часть оружия на Аравийский полуостров прибывала из Сирии, Ирака, Армении и Йемена. Немало его было захвачено и во время ранних завоеваний. Значительная часть используемой брони была изготовлена в Ираке, вдоль побережья Персидского залива, в Омане и Йемене. Обычно кольца и пластины крепились на кожаной, а не железной основе. Город Наджран в северном Йемене, заселенный большей частью христианами, являлся важным центром по производству доспехов во время жизни Мухаммеда, но и здесь основу доспехов составляла прежде всего кожа, а не железо. По мирному соглашению, заключенному правителями Наджрана с мусульманскими завоевателями, было принято решение, что город выделит 30 комплектов брони, 30 лошадей и 30 верблюдов для действий у побережья Персидского залива или в Йемене. Халиф Омар вскоре перевез христиан из Наджрана в южный Ирак. С одной стороны, он не хотел иметь христианскую общину в одном из центров мусульманской веры, с другой стороны, стремился перебросить производство оружия и квалифицированных оружейников в Ирак, чтобы облегчить снабжение армии, действовавшей в Иране.

Несмотря на то, что Наджран был знаменит своими кузнецами и кожевниками, йеменские мечи ковались из привозных слитков высококачественного железа вутз (wootz) из Индии. Это была одна из ранних форм ковки стали. Еще местом, откуда поступали клинки, была часть Аравии вдоль границ с Сирией. Длинные копья были местного производства, из тростника с побережья Персидского залива. (Пусть вас не смущает слово «тростник» — по прочности и виду он был сродни бамбуку). Нам не известен центр по изготовлению мусульманских луков, потому считается, что луки производили в различных местах по всей Аравии. Наиболее типичным для Аравии был так называемый «хиджазскии лук» (Hijazi). Он мог быть простым — из одного куска древесины, или составным — из двух кусков, соединенных внахлест посередине. Во втором случае он достигал по высоте чуть ли не двух метров, будучи равен по размерам знаменитому английскому большому луку.
Кочевники всегда зависели от обмена и торговли металлическими товарами, потому в Аравии проходило множество ежегодных ярмарок у разных родов и племен. Именно здесь выменивались и перераспределялись по полуострову металлическая утварь, оружие и броня. Еще одним каналом поступления вооружений были арабские племена в северном Хиджазе, исповедовавшие иудаизм. Немало оружия шло на полуостров через провизантийских гассанидов и просасанидских лахмидов. При разгроме исповедовавших еврейскую религию арабов мусульманские захватчики первой волны захватили богатые трофеи. Например, Бану Надир (Ваш Nadhir) добыл 50 комплектов брони, 50 шлемов и 340 мечей, а Бану Кураиза (Ваш Quraiza) захватил не менее 1500 мечей, 300 комплектов брони, 1000 копий, 1500 щитов и возможно даже камнеметные машины их родовых замков. Правда, после такого этот канал поставок вооружений прекратил существование, но арабов-мусульман это не волновало.

мусульманские женщины-воины

Арабские женщины приняли участие в нескольких сражениях в ходе мусульманского завоевания Сирии и Палестины. Иногда они непосредственно участвовали в бою, иногда - обороняли свои палатки. Самый известный из таких эпизодов произошел, когда пятидесятилетняя Хинд Бинд Утба, мать будущего халифа Муавияха (Ми 'awiyah), выступавшая некоторое время как противник пророка Мухаммеда, организовала защиту своего лагеря во время византийского прорыва в ходе сражения при Ярмуке.

              

Добавить комментарий