Византийская тактика

Византийские офицеры во многих отношениях были более греками, чем римлянами, — больше интеллекта с меньшим акцентом на бездумную муштру. В описываемый период времени в свет выходит несколько новых военных руководств, самым знаменитым из них стал «Стратегикон» императора Маврикия. Есть гипотеза, что этот трактат написан в начале царствования Ираклия в качестве практического руководства для его офицеров перед большой войной против Сасанидов. В трактате описана хорошо обученная, экипированная и вооруженная армия, состоящая большей частью из конницы и опирающаяся на пехоту, вооруженную копьями, мечами, луками и щитами. Такие силы были способны вести продолжительные кампании вдали от своих территорий. Однако требовалось несколько месяцев, чтобы переместить профессиональное ядро армии из столицы, например, в Палестину. Потому в удаленных провинциях создавались местные контингенты, которые содержались за счет резервов регионов. Кроме того, в ходе длительного марша воинам и животным был нужен отдых, и византийская армия в этом вопросе также зависела от расторопности местных властей, содержавших в исправности дороги и опорные пункты вдоль линий снабжения.

При движении по вражеской территории или в районах с нестабильной обстановкой византийская армия высылала вперед разведчиков из отрядов легкой конницы, а на ночь возводили укрепленные лагеря, гибко используя обозные телеги. Византийские лагерные стоянки отличались от римских лагерей наличием больших и малых ворот для вылазок кавалерии. Согласно «Стратегикону», фургоны, окружающие лагерь, защищали лучники. Позади них оставляли 10-15 метров свободного пространства, а затем шли палатки тяжелой пехоты, а далее — палатки конницы и, наконец, большая открытая площадка в центре.

Византийские воины

Самые известные части византийских барельефов на металле VII столетия - "Пластины Давда", найденные в Лампузе на Кипре и, вероятно, изготовленные в ознаменование победы императора Ираклия над персами-сасанидами незадолго до его катастрофического поражения от мусульман. Наибольшая пластина изображает сражение между Давидом и Голиафом. С левой стороны два воина экипированы как византийские солдаты. Не совсем ясно, носили ли все византийские солдаты такую полную броню латинского стиля. Возможно, так вооружались только элитные части, ветераны и телохранители. Интересно отметить, что их шлемы покрыты декоративными шапками по персидской моде. Несмотря на это, форма шлема легко угадывается под шапками. Голиаф в центре одет в римско-византийском стиле, хотя его щит имеет в центре умбон в виде объемной головы льва, что идентично умбону сасанидского щита IV столетия. Справа два воина также экипированы в римско-византийскую пластинчатую броню, но их шлемы имеют совсем иную форму, характерную для персидских воинов последних лет сасанидского царства.

Недавний опыт войны против Сасанидов свидетельствовал о принятой в византийской армии тактике на изматывание противника. Армия, руководимая острожными генералами, избегала больших сражений, стремясь более атаковать из засад и вести партизанскую войну. Подобные бои Византия развернула по всей территории своих провинций Сирии и Палестины, разместив пункты сопротивления по всей глубине и действуя небольшими мобильными силами на изматывание врага. При этом ожидалось, что в случае опасности гражданское население найдет себе убежище в пределах окруженных стенами городов. Фактически, на случай вторжения ожидалось распыление сил неприятеля по множеству укрепленных городов с хорошо вооруженными местными гарнизонами, тогда как партизанские действия и мобильное патрулирование территории было перепоручено местным арабским вспомогательным отрядам, таким как, например, гассаниды.

В сражении основой наступательной тактики было массовое использование луков, наносивших большой урон варварским плохо бронированным отрядам. Незадолго до описываемых событий в византийской армии повсеместно был принят на вооружение более тяжелый лук аварского типа. При обучении стрельбе основной упор делался на точность попадания и силу стрелы на средней и ближней дистанции вместо неточного пускания множества стрел на скорость. Воины были также обучены, чтобы использовать три различных техники натягивания тетивы и стрельбы, это чередовало лучникам нагрузку на разные группы мышц и позволяло долгое время избегать усталости.

Пехота и конница были обучены в ходе боя менять фронт, пропускать через свой строй бойцов следующего эшелона и циклически менять передовые отряды, устававшие от непосредственного соприкосновения с противником. Неудачно проведенный один из таких маневров, возможно, ускорил византийское поражение при Ярмуке. Традиционно византийская конница строилась в три крупных отряда, но в «Стратегиконе» уже рассмотрены более современные формы построения, обеспечивавшие большую мобильность небольшим отрядам и группам конницы. Кавалеристы делились на две основные группы воинов: курсоры (Cursores) и дефенсоры (Defensores). Курсорами называли легкую конницу для прикрытия флангов, они, стреляя из луков, начинали битву, а потом отступали на фланги, готовые при соответствующих обстоятельствах вновь ринуться на врага. Дефенсоры — тяжелая бронированная кавалерия, способная защитить курсоров, вздумай вражеская конница начать их преследование. При построениях курсоры находились на флангах, дефенсоры — в центре. Другой важной ролью византийской тяжелой конницы на поле боя была атака центра вражеского строя, тогда как легкая конница занималась флангами и тылом противника.

              

Добавить комментарий