Тактика мусульманских сил

Тактика, используемая в ранний период мусульманскими отрядами, отражала влияние Византии и империи Сасанидов, но только с заменой отсутствовавших у арабов лошадей на верблюдов. Пехотные лучники сасанидов обычно атаковали или оборонялись в плотных строях, стреляя из луков залпами по команде. Вероятно, так же строились лучники и в арабских армиях. Лучники сасанидов славились высоким темпом своей стрельбы: они быстро выпускали одну за другой легкие стрелы из относительно слабых луков. Арабы, подобно византийцам, стреляли медленнее и использовали более тяжелые стрелы.

мусульманский воин

Несколько изображений арабов-мусульман сделали и копты после мусульманского завоевания Египта, как, например, эта резная из слоновой кости ситула (situla - сосуд в форме ведра, обычно бронзовый), датируемая VII-V1II веками. На барельефе изображен всадник, использующий стремена. Короткий меч и чрезвычайно простая форма уздечки, возможно, отражают арабское влияние. (Художественная галлерея, Балтимор)

Ранние мусульманские арабские армии были относительно небольшими и гораздо более мобильными, чем их противники. В большинстве своем это были самостоятельные отряды, занимавшиеся грабежом в приграничной зоне и не проникавшие глубоко на вражескую территорию. Знаменитая способность арабов отойти и затеряться в пустыне была обусловлена их хорошим знанием караванных троп и местоположения водных источников. «Верховая» пехота на переходах ехала на верблюдах, спешиваясь перед боем. Аналогично, конница ехала на верблюдах. Каждый всадник вел своего коня на поводу, сидя на верблюде до начала сражения. Высокая подвижность арабов была стратегической, а не тактической чертою их войск. Идея посадить во время переходов кавалеристов на спины верблюдам позволяла преодолевать такие естественные препятствия как, например, лавовые поля (харры), горы, болота, реки, ирригационные каналы и песчаные пустыни. Но даже с созданием деревянного северно-аравийского седла верблюды не могли полностью заменить конницу: общеизвестно, что верблюды, когда им «не хочется», могут не воспринимать команды наездников. При переходе боевых действий в горы более подходящими для транспортных перевозок оказались мулы.

Традиционная арабская война состояла из набегов, планировавшихся так, чтобы ослабить способность противника выжить в жестком климате. Потери были небольшими, а маневренность отрядов позволяла сократить ненужные потери. Такая война требовала тонких расчетов и дара предвидения, при этом признавалось, что умелый отход перед превосходящими силами противника не менее почетен, чем наступление. Ислам, обобщавший и вопросы военного наследия предков, формулировал «сияр» (siyar — «правила войны»). Эти правила, прежде всего, осуждали стремление к созданию подавляющего преимущества, многократного перевеса. С другой стороны, мусульмане ввели новый уровень подчинения, не характерный для прежних отрядов племен, особенностью которого была постоянная готовность к жертвам.

Большинство ученых не замечают, что практически все сражения арабов были связаны с дорогами. Мнение о том, что чрезвычайно мобильные арабы могли уйти «просто в степь» и не были заинтересованы в традиционных коммуникационных артериях, ошибочно. В большинстве случаев арабские мусульманские армии сражались, занимая позиции возле естественных природных препятствий, например, около холмов, лавовых полей. При этом их конница старалась совершить обходной маневр вокруг фланга противника. Защитная пехотная тактика естественно воздействовала на боевые порядки в целом. Построение обычно было крайне простым. Воины строились в суфу-фы (Sufuf — шеренги), из которых формировался линейный боевой строй. Со временем появились более сложные построения, одно из которых — хамиз (Khamis — «пять подразделений») было, по всей видимости, применено при Ярмуке. Впрочем, это не бесспорно, поскольку регулярное применение строя хамиз относится к более позднему времени, к периоду Умайядов (Umayyad). То же относится и к возможно применному при Ярмуке строю табиа (tabi’a — «закрытое построение»). Если мусульмане строились в хамиз, то в армии выделялось пять отрядов: мукаддама (muqaddama — главный отряд), кальб (qalb — центр), майманах (maimanah — правое крыло), майсарах (maisarah — левое крыло) и саках (saqah -арьергард, резерв).

Столетие спустя арабские подразделения описаны как действовавшие самостоятельно, находясь на поле боя на расстоянии полета стрелы. Их маневр и поочередный ввод в бой позволял дать передышку сражающимся воинам. Но это было много позже. Хотя известно, что против Сасанидов в Ираке мусульманская арабская пехота была построена, как минимум, в три отряда -центр и два фланга, действовавших достаточно самостоятельно, с конницей на фланге. Уникальный документ 647 г. заявляет, что мусульманская пехота была бронирована тяжелее, чем конница. Ранние мусульманские источники большого доверия не вызывают, но характерная деталь — в этих героических эпосах мусульманские герои получают многочисленные ранения в основном в нижнюю часть ноги и ступни, а плечи, руки, торс остаются почти неуязвимыми. В описаниях много убитых, умерших от стрелы, попавшей в глаз или горло. Такие ранения обычно бывают, когда воины сражаются в полных доспехах с большими щитами в шлемах без забрала.

              

Добавить комментарий