Византия под ударом мусульман. Битва при Ярмуке, 636 г.

Мусульманская военная организация

Слово «газават», несмотря на тот смысл, который ему придают современные журналисты, никогда не означал «Священную войну» со всем миром. Этот термин означает борьбу за усиление духа ислама прежде всего в самом себе, в своей семье ну и в окружающем мире, если смотреть на это с внешней стороны. Омар Великий («Umar), второй халиф ислама, прославился установлением норм и правил поведения для воинов, хотя в основном они базируются на строках Корана. Удивительно, но в большинстве своем инструкции замечательно схожи с военными руководствами Византии, как, например, «Стратегикон». Читать далее

Тактика мусульманских сил

Тактика, используемая в ранний период мусульманскими отрядами, отражала влияние Византии и империи Сасанидов, но только с заменой отсутствовавших у арабов лошадей на верблюдов. Пехотные лучники сасанидов обычно атаковали или оборонялись в плотных строях, стреляя из луков залпами по команде. Вероятно, так же строились лучники и в арабских армиях. Лучники сасанидов славились высоким темпом своей стрельбы: они быстро выпускали одну за другой легкие стрелы из относительно слабых луков. Арабы, подобно византийцам, стреляли медленнее и использовали более тяжелые стрелы. Читать далее

Мусульманские воины в бою

Арабы любили различные шумовые эффекты и крики, чтобы еще до начала столкновения запугать врага. Обычным мусульманским боевым кличем были слова «Аллах Акбар» («Бог всемогущий»). Этот крик мог повторяться и служить сигналом для заранее оговоренного действия — например, по первому крику воины надели броню, по второму крику подразделения строились в позицию, по третьему — вперед перед строем выдвигались поединщики — мубаризуны (mubarizun), и, наконец, по четвертому крику начиналось общее наступление. Поединки между отборными бойцами были традицией как арабо-мусульманских, так и византийских и сасанидских войн. Читать далее

Вооружение мусульманских армий (I)

Одежда первых мусульманских воинов отражала их традиции и культурный уровень. Арабские кочевники носили длинные верхние хлопчатобумажные одежды, плотно намотанные в несколько слоев вокруг тела. Городские арабы, проживавшие ближе к византийской и сасанидской границам, часто одевали туники и плащи, что и их соседи. Сирвал (Sirwal — штаны) вскоре стали отличительной одеждой мусульманского солдата (ездить с голыми бедрами на лошади очень проблематично), штаны эти были персидского происхождения. В то же время йеменская аристократия носила шелка и применяла косметику, вызывая отвращение у благочестивых мусульман. Читать далее

Вооружение мусульманских армий (II)

Фактически, можно сказать, что ранние мусульманские армии имели вооружение, приблизительно равное их византийским и сасанидским противникам. В нескольких хадисах (Hadiths), или «Беседах пророка со своими последователями» обсуждаются проблемы вооружения войска. Например: «Когда воин получает от своего рода что-либо, что он может использовать в военном походе, он берет это на поле битвы, но бережет; или если воин собирается в поход, но его род отговаривает его, он должен принять решение идти в поход в следующем году; что же касается вооружения, то он должен хранить его в исправности, а если оно выйдет из строя, то он обязан купить аналогичное за свои деньги до начала будущего похода». Читать далее

Численность мусульманских сил

Полное число мусульманских воинов во времена халифата Омара, возможно, достигало 50 тысяч воинов, но численность армий, вторгавшихся в огромные соседние империи, была не очень невелика. Вскоре выяснилось, что первые отряды, посланные на византийские территории, слишком малы, хотя несколько отдельных мусульманских отрядов успешно действовали в Сирии и Палестине. Шурахбиль (Shurahbil), Язид (Yazid) и впоследствии Абу-Убейда каждый имел примерно по 7000 воинов, у Амра было только 3000. Читать далее