Мусульманские командиры

В арабских источниках сохранилось много сведений о воинах, которые вели мусульманское завоевание Сирии. Описано все — их подвиги, вооружение, знаки и индивидуальные недостатки. Одна беда — в этих описаниях почти невозможно отделить факты от вымысла.

Омар, второй халиф ислама, был политической фигурой глубоко уважаемой, но не любимой. Он был мужем исключительно высоких моральных принципов, высокой образованности и больших политических навыков. Став правителем все более разраставшегося мусульманского халифата, он оставался скромным в своем платье и частной жизни. Мусульманская экспансия на сопредельные земли началась еще при его предшественнике Абу Бекре, но именно Омар правил в период наиболее важных стратегических завоеваний, управляя своими военачальниками и собственной властью выбирая направления ударов.

Мусульманский воин

Раннемусульманские источники называют тюрбаны "короной арабов",но в описываемый период арабские тюрбаны мало походили на громоздкие головные уборы последующих столетий. В ранний период они были всего лишь чуть больше чем обычный капюшон. На рисунке изображен профессиональный воин раннемусульманского периода, экипированный в длинную кольчугу с рукавами, вооруженный копьем и щитом, типичными для арабских солдат.

Омар также заложил фундамент для регулярной организованной профессиональной мусульманской армии с «Диванным (Diwan) военным списком», представлявшим собой реестр всех воинов, пригодных для военной службы. С одной стороны, Омар основал несколько новых военных центров (т.н. amsar), которые вели подготовку и мобилизацию воинов в больших городах. С другой стороны, он проследил, чтобы лошади, захваченные в Сирии, в одном из старейших центров коневодства, систематически разводились на специально созданных конных заводах, и поставлялись в нужных количествах перед каждым военным походом. Это существенно изменило облик мусульманской армии, ибо первые мусульманские отряды испытывали острую нехватку лошадей.

Халид ибн Валид (Khalid Ibn al Walid) был полной противоположностью Омару -в свое время он числился одним из наиболее ярких военных противников пророка Мухаммеда. Стремительный, бесстрашный, иногда беспринципный, любитель денег, вина и женщин, Халид был при этом одним из самых ярких тактиков в военной истории, по крайней мере — в арабской истории. Он был известен как «Меч Аллаха» (но в арабском языке эта тонкая игра слов подразумевает, что Халид был просто оружием, которым владеют более великие воины). Несмотря на то, что Халид проявил непомерную жестокость в течение Войн Ридда на Аравийском полуострове, он позже стал первым мусульманским лидером, практиковавшим относительно легкие выкупы для врагов, добровольно сдававшихся арабам. Полученные деньги он использовал для выплат своим воинам.

Абу-Убейда (Abu «Ubaida) старался ничем не отличаться от грозного Халида. Но… будучи более умеренным в поступках, благочестивый Абу-Убейда имел гораздо меньший военный опыт, хотя и слыл командиром большого здравого смысла. Омар, вероятно, специально включил его в ударные мусульманские арабские армии, направлявшиеся на завоевание Сирии. Омар называл Абу-Убейду «верным опекуном людей». Во многих вопросах он был более покладист, чем непримиримый Халид. Особенно это проявилось во время Войн Ридда, а ведь противники тех лет теперь служили в мусульманских силах. Отношения с разбитыми в Сирии христианами также строились намного легче после того, как во главе оккупационных сил был поставлен Абу-Убейда.

Амр-ибн-ал-Ас («Amr Ibn al As) представлял собой еще один тип мусульманского командира, отличавшегося от двух предыдущих — утонченный политик и блестящий военный командир. Он проводил мусульманское завоевание юго-западной Палестины, однако самое большое военное достижение Амры было еще впереди — в скором времени именно он будет военачальником арабской мусульманской армии, завоевавшей Византийский Египет. Подобно многим другим военачальникам, он после этого попал в опалу и удалился в свои столь трудно завоеванные имения в Палестине.

              

Добавить комментарий