Мусульманская военная организация

Слово «газават», несмотря на тот смысл, который ему придают современные журналисты, никогда не означал «Священную войну» со всем миром. Этот термин означает борьбу за усиление духа ислама прежде всего в самом себе, в своей семье ну и в окружающем мире, если смотреть на это с внешней стороны. Омар Великий («Umar), второй халиф ислама, прославился установлением норм и правил поведения для воинов, хотя в основном они базируются на строках Корана. Удивительно, но в большинстве своем инструкции замечательно схожи с военными руководствами Византии, как, например, «Стратегикон».

Военные походы тщательно планировались и координировались. Добровольцы призывались из конкретных племен, но служили в организованных единых армиях, а не родовых отрядах. Солдаты собирались в назначенных пунктах обычно возле Медины, первой столицы нового мусульманского государства, перед тем, как армии направлялись туда, куда решит халиф. Есть очень мало данных о составах отрядов первых мукатилов (muqatila — «бойцы»), действовавших в ранний период. Несколько семейств шло с армией, чтобы наблюдать за стадами скота, перегоняемого как запас продовольствия, для заботы о раненых и поддержки морального духа, но их никогда не было слишком много. Родовая структура была основанием военной организации воинов, выставленных и экипированных за счет своего племени. И когда Омар посетил Сирию, солдатам было приказано представляться от имени их аширов («Ashira — племен, родов). Одновременно в армии существовало объективное деление воинов на кавалеристов и пехотинцев, поскольку они использовались в различных тактических действиях независимо от их родоплеменной организации.

Voini

Этот резной барельеф изображает библейскую историю о «Данииле и львах». Он выполнен в Алькаудете (Alcaudete, южная Испания) примерно в конце V или начале VI столетия. Вавилонские воины на барельефе тем не менее облачены в украшенные капюшоны, о которых в Испании могли узнать только после появления первых арабских захватчиков-мусульман в начале VIII столетия. Ранее подобные одежды в этом районе были неизвестны. (Музей археологии, Мадрид)

Об организации командных структур ранней мусульманской армии известно гораздо меньше, чем про византийскую армию. И дело здесь, возможно, не в отсутствии источников, а в том, что мусульманское командование было пока еще плохо организовано. Вали (Walis — провинциальные губернаторы) отвечали за подготовку и организацию региональных отрядов, ведя строгий учет своих затрат и выставляя их на войну от своих провинций. Эти же вали осуществляли дележ добычи, приобретенной в походе, оставляя себе одну пятую часть для административных нужд. Структура армий, вероятно, в основном повторяла византийскую армию. Эмир (старший офицер) назначал командиров отрядов или командиров подразделений, известных как умара аль табия (umara al tabiya), которые, в свою очередь, отдавали распоряжения умара аль ашарам (umara al ashar — «командир десятка»). Другие разряды офицеров включали ашаб аль райат (ashab al rayat -знаменосцы), куввады (quwwad — «лидеры») и руас аль кабаил (ru’us al qaba «il — «родовые вожди»).

Система управления войсками не ясна, но, вероятно, команды шли от эмира к командирам отрядов, командирам десятков, знаменосцам, куввадам и, в конце концов, к вождям племен. Есть свидетельства, что командование на уровнях родов в мусульманской армии было командованием самого низшего звена. Продвижение в званиях во многом зависело от лояльности к исламу. Например, известно, что Омар однажды воспротивился назначению командиром одного из лидеров противоположной стороны в годы Войны Ридда, заявив, что тому нельзя поручать командование более, чем 100 воинами. С другой стороны, Омар позволил своему командующему консультироваться с указанным воином, но только в военных вопросах. Каждое арабское племя выставляло не единый контингент, а несколько ираф («irafa — наемный отряд), командиров которых также можно рассматривать как офицеров на поле боя.

Немного больше известно о мусульманской коннице (Khayl), чем о пехоте. Фари-зы (Faris — наездник), вероятно, более походили на сасанидских конников, а не на их византийских коллег. Организационно они делились по родоплеменному признаку, формируя в армии один или несколько ка-тибов (qatiba — эскадрон). Более мелким подразделением мусульманской конницы был курдус (Kurdus). В описаниях фигурируют и другие конные подразделения, численность которых весьма туманна — муджарра-да (mujarrada — «боевая группа»), талия и сария (tali’a и sari’a — «разведка» и «набеговая группа»), джарида (jarida — независимый политический лидер с отрядом, совершающий самостоятельный рейд) и рабита (rabita — мобильный конный гарнизон, оставленный в завоеванном городе).

Среди различных видов знамен выделим два основных типа: лива (liwa’) был флагом командования, в то время как райа (гауа) служил личным флагом рода или племени. Знаменосцы выбирались из самых надежных вождей рода и иногда носили тюрбаны такого же цвета, как их родовое знамя. Каждое племя имело свое собственное знамя еще в домусульманские времена.

И, несмотря на то, что ранние халифы не рекомендовали использовать флаги, кроме тех, которые непосредственно утвердил пророк Мухаммед, Абу Бекр приказал командирам в Сирии назначить специальные знамена каждому подразделению. Например, отборный отряд мухаджирунов (Muhajirun) использовал в бою не свое родовое знамя, а желтый флаг с белыми, зелеными и черными знаками. Тут следует заметить, что полумесяц в те годы еще пока не был мусульманским отличительным символом, он ассоциировался с языческими лунными богами юга Аравии или с Сасанидами.

Ата (Ata — система оплаты) в период завоевания Сирии в мусульманском войске находилась в зачаточном состоянии. В конце похода воин получал свою долю фай (fay — добыча), причем, доля кавалериста втрое превосходила долю пехотинца, поскольку и расходы его были выше.

              

Добавить комментарий