Арабы-хасаниды, берберы и Византия

Арабы-хасаниды
Вдоль северных римских границ на территориях, населенных кельтами и другими не-германскими народами, основывали свои поселения германские племенные федераты. На Среднем Востоке арабские федераты брали в свои руки военный контроль над землями, с давних пор заселенных арабами и другими семитами. В отличие от вассальных королевств раннеримского периода, новые федераты редко воевали друг с другом, потому что по их законам только одной племенной группе было разрешено одновременно выдвигать из своих рядов пограничных губернаторов, называвшихся филархами. Филархи вели войну за свой счет, вступая в стычки с племенами внутренних районов пустыни и союзниками сасанидов, лакмидами, на границе Ирака. Время от времени среди пограничных племен возникали волнения. Рядовые члены общины выражали недовольство своим руководством, слишком сильно проникшимся риски духом и присваивавшим себе большую часть денег, получаемых от Римско-Византийских властей. Однако филархи и федераты все же обосновались в приграничных районах, заимствовав у сирийцев более цивилизованный образ жизни.

Летом правители хасанидов жили в деревнях по договору с главами деревенских общин. Точно также поступают сегодня сирийские и иорданские бедуины. Укрепления вокруг дворцов хасанидов, расположенных вдоль границы, проходящей по пустыне, существовали больше для видимости, чем для реальной защиты. Там же располагались казармы для личной гвардии филарха. Хасаниды основали множество городов, деревень, крепостей, рынков, церквей и монастырей по эту и ту сторону границы империи. Хасаниды принадлежали к сирийской якобитской церкви, поэтому естественно, что православные византийцы считали их еретиками. Между тем, святой Сергий считался покровителем арабских кочевников, исповедовавших православие: церковь, названная в его честь, находившаяся в Джабии, стала центром паломничества.

Ответственность за определенные участки границы лежала на филархах и римских дуксах. Филархи хасанидов командовали местными федератами, подразделения которых возглавляли местные же командиры. Филархи получали щедрые денежные дотации, а федераты – регулярное содержание. В начале существования Византийской империи такая система оплаты войск была достаточно эффективной и относительно недорогой. В ответ на возраставшее влияние лакмидов, союзников сасанидов, на иракской стороне пустыни император Юстиниан поставил филархов в зависимость от новой монархии хасанидов, контролировавшей границу от Евфрата до залива Акаба. По мнению романо-византийцев, высший филарх был недостаточно самостоятельным, но для арабов это аристократ из хасанидов, которого они называли битриком, являлся арабским королем.
Конные воины хасанидов и других арабских народов редко могли противостоять тяжелой кавалерии сасанидов, облаченной в доспехи. Однако, они были очень умелыми воинами, и поэтому им часто приходилось воевать далеко от родных земель. Например, в составе армии императора Гераклия во время его похода в Азербайджан, расположенный на побережье Каспийского моря, было множество союзников-арабов. На юге, где угроза арабских набегов была небольшой, филархи отвечали за внутреннюю безопасность. Один из них, например, подавил несколько мятежей, поднятых самаритянами в Палестине против христиан. Византийцы неплохо платили арабским кочевникам, помогавшим охранять караваны, путь которых из Сирии в Египет пролегал по пустыне Синай.

Эти союзнические отношения были поколеблены после завоевания сасанидами Сирии и Египта в VII веке. Арабы, особенно бедуины, потеряли доверие к Византии. Выросло новое поколение, не знавшее Романо-Византийского господства. Между тем власть сасанидов сама по себе была слабой. Безопасные времена ушли в прошлое; население стало страдать от постоянных набегов. Даже после того, как византийцы вновь завоевали Сирию, они не пошли дальше Мертвого моря, отказавшись от Южной Палестины, Южного и Восточного Иордана и большей части Синая. Такие города, как Айла (современная Акаба) находились теперь за границей Византийской империи и кажется, управлялись местными епископами, заключившими соглашение с местными племенами. Подобные соглашения были заключены даже некоторыми городами внутренней части империи. Попутно Византия занималась восстановлением союзнической коалиции, ядром которой являлось племя Кодама и северный Хиджаз. Это происходило в то время, когда пророк Мухаммед создавал союз мусульманских племен на юге. В 636 году у Ярмока состоялось решающее сражение, в котором хасаниды-христиане победили армию Романо-Византийской империи, навсегда утратившей свою власть. В 634 году хасаниды защищали столицу Сирии Дамаск от мусульман. Но они не использовали древний кастеллум, построив вместо него новую невысокую башню, и пытались защищать город, избрав плацдармом лагерь, расположенный к востоку, в Мардж Рахит.

Берберы
Некоторые племена берберов из Северной Африки были давними союзниками Римско-Византийской империи. Время показало, что самыми надежными из них оказалось племя Масулами. Других воинов-пограничников набирали по обе стороны постоянно меняющейся и нечеткой римской границы. О военной организации союзников Рима известно больше, чем о племенах, не подчинившихся власти империи. Так, известно, что командирами племенных подразделений были римляне, хотя возможно, лишь номинально. Но к V веку, препозиты, командовавшие местными племенными ополченцами, выходили из рядов местных воинов.

Старшие командиры контролировали небольшие крепости, многие из которых имели свои собственные арсеналы. Такие крепости служили базами для нерегулярного войска, состоявшего из берберов. Большинство союзников-берберов позднеримского периода служили кавалеристами во внутренних войсках. Некоторые подразделения берберов входили в состав регулярной армии. Взамен империя посылала немногочисленные подразделения регулярной армии для службы к самым крупным вождям берберов. Византийцы также преподносили им богатые дары. К VII веку племена берберов, являвшиеся союзниками Византии, в основном проводили операции в горах, фактически будучи отрезанными от оставшихся внизу прибрежных византийских гарнизонов.

Сирия и хасаниды  V - VI веков

Сирия и хасаниды V — VI веков

1.Представитель знати из хасанидов, VI век
Подразделения хасанидов получали оружие и снаряжение преимущественно из византийских арсеналов. У этого знатного арабского воина мы видим римский шлем и кольчугу с капюшоном, изображение которой можно найти в позднеримских источниках. Изображения меча, подобные подвешенному к поясу воина, есть в искусстве ранней Византии, хотя до нас не дошло ни одного подлинного экземпляра. Красное с белым знамя изображено согласно описанию племенного флага хасанидов V столетия.

2. Воин одного из племен хасанидов VI века
Только шлем этого воина говорит о том, что он принадлежит к союзному Византии войску. Его тело обернуто куском белой ткани, называвшейся изар, типичным для представителей арабских племен доисламского периода одеянием. Большой лук простой конструкции также типично арабский: сандалии и щит изготовлены из переплетенных пальмовых стеблей.

3. Знатный воин-сириец из Антиохии, V-VI в.в.
Этот воин, принадлежавший к антиохской элите, мог быть членом фракции «синих». Его голова спереди и по бокам выбрита на манер гуннов. Штаны длиной чуть ниже колена, должно быть, являются отражением какой-то быстротечной моды. Его укрепленный лук, используемый здесь для охоты, является более эффективным оружием, чем большой лук хасанидов из арабских племен. Седло, на котором есть лишняя передняя лука, а задняя отсутствует, свидетельствует о персидском влиянии.

              

Добавить комментарий