Византия

Византийская Сирия: арена конфликта

Сражение при Ярмуке (Yarmuk) в 636 г. во многом было переломным моментом в истории. Если б византийцы победили в этом бою, греко-латинское доминирование на Ближнем Востоке могло бы продолжаться далее, а средневековая Европа, возможно, так и не вступила б в культурные контакты с Востоком, открытые ей мусульманской цивилизацией. Вместе с культурными ценностями не узнала б Европа и о мусульманстве: религия ислама на долгие годы, если не навсегда, осталась бы религией только Аравийского полуострова.

Победа при Ярмуке, ставшая первым крупным шагом арабо-мусульманской интервенции в VII столетии, осталась малозаметным событием, редко обсуждаемым за пределами небольшого круга специалистов. Читать далее

Семитская культура Сирии

Несмотря на тысячу лет иностранного правления греков и римлян, Сирия все еще сохраняла свою собственную отличительную семитскую культуру. Это было особенно очевидно в религии. В дополнение к различным нехристианским меньшинствам большая часть населения в провинции принадлежала к церквам, именовавшимся в остальной части Империи не иначе как еретическими. Верующие Палестины в большей части были ортодоксальными (православными) христианами, но центральная и северная Сирия были монофиситскими (Monophysite) — богословская разница, имевшая в те дни очень большое значение! Руководство ортодоксальной церкви, настроенное крайне антисемитски, расценивало Сирию как рассадник иудаизма и иудо-христианства. Читать далее

Соседи Византии: арабы-кочевники

Арабо-говорящие народы Аравийского полуострова и соседних областей исповедовали множество религий и имели весьма различные жизненные уклады. Некоторые жили в городах как торговцы или ремесленники, но в большинстве своем они были феллахами (по-арабски — «пахарь», «земледелец») в оазисах Аравии, на плодородных холмах Йемена или в селах византийской Сирии и Сасанидского Ирака. Остальные арабы были кочевниками, но и кочевники существенно различались между собой. Были среди них истинные бедуины (точнее badw), кочующие от оазиса к оазису в глубокой пустыне. Но были и скотоводы, разводившие овец и верблюдов — свихи (swayih). Читать далее

Возникновение ислама

Вот в это смутное время появился пророк Мухаммед, начавший проповедовать новую веру ислама. Для мусульман существенно важно, что ислам (буквально — «покорность») не является новой религией или божественным откровением. Нет, истинную религию Бог дал Адаму. Мухаммед же просто принес людям оригинальное исходное значение религии, Истинную Веру, очищенную от наслоений неправильного испорченного мира. Миссия Мухаммеда и его возвышение по ступеням политической власти совпало с занятием Сасанидами Сирии. В то время как на севере Аравии племена, отбиваясь от Византии, организовали конфедерацию союзнических племен, Мухаммед привлек арабские племена к исламу в Хиджазе. Читать далее

Византийские командиры

Обычно о победителе в истории сохраняется больше сведений, чем о побежденном, но и из этого правила бывают исключения, одним из которых и является битва при Ярмуке. Единственной хорошо описанной фигурой среди участников этого сражения остается сам император Ираклий. Он был храбрым, стратегически мыслящим правителем, первым императором, сумевшим полностью реорганизовать армию и заложить в нее принципы формирования, сохранившиеся на многие поколения. Ираклий принял греческое звание василевса в 629 г., при этом потребовав поступать так всем императорам в дальнейшем, ссылаясь на божественное право, окончательно отбросив латинские титулы, использовавшиеся предыдущими правителями. Читать далее

Мусульманские командиры

В арабских источниках сохранилось много сведений о воинах, которые вели мусульманское завоевание Сирии. Описано все — их подвиги, вооружение, знаки и индивидуальные недостатки. Одна беда — в этих описаниях почти невозможно отделить факты от вымысла.

Омар, второй халиф ислама, был политической фигурой глубоко уважаемой, но не любимой. Он был мужем исключительно высоких моральных принципов, высокой образованности и больших политических навыков. Став правителем все более разраставшегося мусульманского халифата, он оставался скромным в своем платье и частной жизни. Читать далее