Шлемы и щиты сарматов

Шлемы
Металлические шлемы археологи находят не чаще, чем металлические панцири. Такой шлем был принадлежностью знатного воина. Ранние сарматские шлемы походили на шлемы скифов. Сарматы, также как и скифы, импортировали шлемы из греческих черноморских колоний. Особенно популярны были коринфские шлемы. Однако эти шлемы ограничивали поле зрения воина, поэтому кочевники часто срезали нижнюю часть шлема. Переделанный таким образом коринфский шлем, датируемый концом V в. до н.э., обнаружен в савроматском кургане на берегу Волги.

Всего к северу от Черного моря удалось обнаружить около 40 сарматских шлемов (целых и фрагментов), относящихся ко II в. до н.э – IV в н.э. Большинство из них относится к греческому, кельтскому и этрусско-италийскому типам. Кельтские шлемы представлены в основном «жокейскими» шлемами. Грубая работа свидетельствует о том, что эти шлемы изготовлены на месте. Некоторые экземпляры кельтских и этрусско-италийских шлемов импортированы через бастарнов (кельто-германское племя) или получены у галатов (кельтов, поселившихся в Малой Азии), которые, как стало недавно известно, поддерживали тесные связи с сарматами и Боспорским царством.

К концу I в. до н.э. распространение получил новый тип шлема. Этот шлем имел железный каркас, составленный из одного-двух железный обручей и трех-четырех вертикальных полос, соединенных между собой заклепками. Такие шлемы изображены на колонне Траяна и на боспорских надгробных рельефах, однако, археологам не удалось найти ни одного такого шлема. На некоторых боспорских рельефах и фресках изображены «парфянские» шлемы, имеющие округлый силуэт, если смотреть на них сбоку, и узкую фронтальную проекцию. Большинство сохранившихся парфянских шлемов относятся к более позднему периоду. Сарматский «каркасный» шлем, описанный выше, некоторые историки считают прототипом более позднего шлема типа spangenhelm, распространившегося в Европе в эпоху Великого Переселения народов. «Шпангенхельм» был особенно популярен среди германских народов. Его ранние образцы имели короткую назальную пластину. На арке Галерия (около 300 г.) каркасные шлемы носят императорские телохранители, что позволяет предположить в них сарматов. Однако, пока наличие каркасных шлемов у сарматов не будет доказано археологически, все выводы носят исключительно предположительный характер.

Щиты
В античные времена щиты обычно делали из второсортных материалов: дерева, камыша или кожи, поэтому археологам щиты практически не попадаются. Единственный сарматский щит удалось обнаружить в кургане у хутора Кащеевка. Этот щит был усилен металлической чешуей. Длинные железные чешуи крепились железными заклепками, а округлые – кожаным щитом.

Свидетельства наличия щитов у сарматов носят в основном текстуальный характер. Страбон говорит о том, что роксоланские всадники в 107 г. до н.э. были gerrhophoroi, то есть «несли плетеные щиты». По-видимому, эти щиты напоминали щиты (gerrhon) персов-ахеменидов. Такие щиты обнаружены в Пазыкском захоронении. Щиты представляют собой кожаную рамку, в которую вставлены струганые палочки. Размер щитов 26 х 36 см. Щиты обнаружены подвешенными к седлам.

Говоря о сарматских копьях, Тацит мимоходом сообщает, что у сарматов нет обычая пользоваться щитами, так как они обеими руками держат тяжелые копья.

Ниже приведены два отрывка, которые на первый взгляд противоречат сообщенному выше. Арриан в своем «Боевом порядке против алан» сообщает, что его легионеры были выстроены в восемь шеренг, причем воины со второй по четвертую шеренгу вооружались дротиками (pila), которые метали в противников, чтобы дротики вонзались в щиты и панцири, застряв в них и заставив противника бросать их. Однако, это ни что иное, как стандартная формулировка действий пилума, которая вставлена в текст по традиции. Второе свидетельство принадлежит Диону Кассию, который описывал сражение на замерзшем Дунае в 173 г. В ходе боя римские легионеры, по словам Диона Кассия, сбрасывали язигов с коней на лед, «дергая за поводья и щиты». Возможно, какая-то часть сарматской конницы действительно имела щиты.

Успешный набег сарматов

Успешный набег сарматов: понтийские степи, I-II вв. н.э.

Набеги с целью захватить скот, коней и рабов были обычным занятием большинства сарматских племен. Поскольку сами сарматы обычно не использовали рабский труд, они продавали захваченных рабов грекам, например, на рынке Танаиса. Кочевая юрта (или точнее гер) на заднем плане взята с ныне утерянного рисунка в склепе Анфестерия под Керчью. Это одно из самых ранних изображений юрты кочевников, хотя некоторые ученые считают рисунок фальсификацией, сделанной в XIX веке. Предлагалась реконструкция прямоугольной юрты, но мы изобразили здесь юрту более привычной для нас круглой формы.

1. Знатная сарматка, середина I в. н.э.
Захоронение этой 45 – 50-летней женщины обнаружено под Соколовой Могилой на Украине под Николаевом. Захоронение было настолько богатым, что его посчитали царским. Здесь представлена реконструкция, произведенная Г.Т. Ковпаненко. Женщина одета в пурпурное платье и зеленый халат, богато украшенные золотом. Короткие кожаные сапоги украшены 108 золотыми пластинками.

2. Сарматский конный воин, I-III вв. н.э.
Эта иллюстрация базируется на боспорской надгробной стеле Трифона. Это среднего достатка сарматский воин. Его доспехи изготовлены из чешуй, нарезанных из конских копыт или коровьих рогов. Чешуи отполированы и прикреплены к кожаной или холщовой подкладке. Трифон изображен без головного убора, но мы изобразили воина в шлеме из твердой кожи, хотя это могла быть и войлочная шапка или железный шлем. Главное оружие воина – contus sarmaticus и длинный меч. Удалось обнаружить только несколько больших мечей с кольцевой головкой. Точно неизвестно, как эти мечи носили. Короткий меч или кинжал прикреплен к правому бедру ремешками. Аммиан говорит об аланах: «Наиболее ценный трофей для них – скальпы, которые они сдирают с голов своих жертв. Из скальпов они делают чепраки для своих боевых коней».

3. Гето-дакский пленник, 100 г. н.э.
Этот дакский воин изображен по мотивам монумента Тропеум Траяни в Адамклисси, Румыния. Это знатный человек, проживавший на границе со степью. Эти земли подвергались постоянной угрозе со стороны кочевников. Геродот отмечает, что фракийцы (к числу которых принадлежали готы и даки) носят одежду из пеньки, которая для непосвященных выглядит неотличимой от льняной. Войлочная шапка (pilei) отличает знатного дака (pileati) от простолюдина (comati), который стоит рядом с непокрытой головой.

            

Добавить комментарий