Савроматы

Савроматы (sauromatai) – первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э. Геродот писал, что савроматы живут в востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Меотийского озера (Азовского озера). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII-IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.

Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.

В наши дни под савроматским периодом понимается ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.

Наши реконструкции сарматских воинов ограничены периодом с I в. до н.э. по II в. н.э. Дело в том, что от более раннего периода сохранились в основном лишь съеденные коррозией мечи и наконечники копий, а позднее сарматы рассеялись по всей Европе, перемешав свою культуру с европейской. Мы постарались избежать соблазна использовать в качестве источника материала гробницы знатных сарматов. Это могло привести к созданию неверного впечатления о среднем уровне сарматской культуры. Сарматы и аланы без сомнения были достаточно цивилизованным народом, обладавшими сложными традициями и развитыми ремеслами. К сожалению, украинские почвы крайне агрессивны к ткани, дереву и коже, поэтому без изрядной доли реконструкции невозможно создать цельную картину. Мы руководствовались двумя эмпирическими правилами. Во-первых, существовавшие тысячелетия назад культуры неизменно оказываются более развитыми, нежели это принято считать. Во-вторых, любовь к цветной и нарядной одежде – общая черта всех человеческих культур.

Сарматы

Сарматы

1. Скифский легкий воин, IV в. до н.э.
Скифский костюм хорошо известен благодаря многочисленным произведениям искусства того времени. Большинство этих изображений сделаны в греческих черноморских колониях. Прототипом этой фигуры послужило изображение на золотой тарелке из скифского кургана IV в. до н.э. из Куль-Оба в Крыму. Рисунок на ткани позаимствован с фрагментов, обнаруженных в кургане №4 «Семь Братьев». Красноватые пятна на ткани нанесены краской. «Лампасы» на шароварах вышиты. Воин был вооружен копьем. Его лук и запас стрел помещены в характерный кожаный комбинированный колчан-саадак, называющийся горитос. Среди скифов был распространен короткий меч-акинак.

2. Сарматский воин, IV в. до н.э.
Античные авторы свидетельствуют, что сарматский костюм раннего периода походил на скифский. Археологи отмечают более бедное вооружение сарматов и меньшие различия в захоронениях вождей и простых кочевников. Прототипом этого рисунка послужила фигурка с наконечника ремня, в настоящее время находящегося в коллекции московского Исторического музея. Там изображен поединок между двумя всадниками, одетыми в стеганые иранские куртки. Оружием служит короткое копье и скифский завернутый лук. Кроме того, к правому бедру на кожаных ремешках прикреплен короткий меч с антенной рукояткой. Как обычно, сарматский воин изображен с непокрытой головой. Цветной войлочный чепрак из Персии был обнаружен в Пазырыкском захоронении в Алтайских горах. Такой чепрак с большой вероятностью мог иметь любой знатный сарматский воин.

3. Сарматская девушка-воин, Дон, V в. до н.э.
На протяжении нескольких веков по Дону проходила граница между скифами и сарматами. В IV в. до н.э. сарматы начали постепенно проникать на правый берег Дона. Именно в это время у греков появилась легенда об амазонках, прообразом которой послужили сарматские женщины, которые наравне с мужчинами участвовали в военных действиях. По-видимому, сарматская девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет одного врага, или хотя бы не поучаствует в одном сражении. Оружие было обнаружено во многих женских захоронениях на Волге и Южном Урале, относящихся к VI-III вв. до н.э. и особенно, к IV-III вв. до н.э. Женские захоронения даже лучше укомплектованы оружием, нежели мужские. Часто оружие в женских могилах имеет дополнительные украшения в виде ниток с камнями. Лицо реконструировано на базе черепа сарматской «царицы», обнаруженного под Новочеркасском. Остатки костюма «царицы» допускают различные домыслы, но в целом можно сказать, что женская и мужская одежда сарматов имела похожий покрой. Девушка вооружена арканом и мечом с дуговидной головкой. Античные авторы свидетельствуют о том, что некоторые сарматы в детстве получали татуировки.

            

Добавить комментарий