Сарматские народы

К 1000 г. до н.э. евразийские степи от Черного моря на западе до Алтайских гор на востоке населялись кочевниками, принадлежащими к иранской языковой группе народов. Археологические различия между сарматскими народностями к югу от Урала появились к VII в. до н.э. На восточном краю ареала появились такие народы как дахи, массагеты и саки. Эти «азиатские скифы» относились к сарматам и оказали заметное влияние на развитие сарматской общности в целом.

Классические авторы делят Сарматию на две части. Границе служил Дон, известный в античные времена под названием Танаиса. Насколько далеко простиралась азиатская часть Сарматии до сих пор неясно. До последнего времени западносибирские степи европейские ученые считали сарматскими владениями, тогда как советские историки относили их к Средней Азии. В любом случае культура сарматов и «азиатских скифов» весьма похожа.

Значение слова «сармат» получило несколько толкований у современных историков. Вероятно, наиболее занимательна этимология, возводящая название кочевников « греческому слову sauros – «ящерица». В пользу этой теории говорят сарматские штандарты в виде драконов, а тажке распространенность у них чешуйчатых доспехов. Но, скорее всего, такое толкование можно воспринимать только как шутку. Большинство историков согласны с тем, что «савроматы» и «сарматы» — это варианты произношения. Слово «Saurumatae» впервые появляется в классических текстах в II в. до н.э. (Полибий). Плиний Старший утверждает, что первый вариант написания слова был греческим, а другой – латинским: «Sarmatae, Grasiecis Sauromatae». Впрочем, греки часто использовали латинский вариант написания. Но, по-видимому, наилучшее объяснение заключается в том, что сарматы называли сами себя именно так. Греческие авторы IV в. до н.э. (Псевдосцилакс и Эвдокс Книдский) упоминают о соседях скифов, живущих за Доном и называющихся «сирматами» (Syrmatai). В «Авесте», священной книге зороастрийцев, написанной около 500 г. до н.э. на раннеиранском диалекте, упоминается область на западе, называющаяся «Сайрима» (Sairima).

Классические географы упоминают множество народов, относящихся к сарматам. Большинство из них упоминаются в текстах всего один раз, чаще всего о них известно только их название. Лишь о некоторых из них нам известно кое-то еще. Племя сайев господствовало на юго-западных землях Украины сразу после изгнания оттуда скифов. Во II в. до н.э. царь сайев Сайтафарн получал дань с крупного торгового центра Ольвия. Слово «сайи», по-видимому, означает «многоцветные», имеется в виду разнообразие лошадиных мастей. Базилеи или «царские сарматы» упоминаются Страбоном и Птолемеем. Они обитали между Бессарабией и нижним Дунаем, вероятно, они были наследниками царских скифов. Яксаматы и иксивиты упоминаются несколькими античными авторами. Они обитали на побережье Азовского моря. Помпоний Мела пишет, что яксаматские женщины «на войне выглядят как мужчины». В яксаматах часто видят предков язигов, но убедительных доказательств этому еще не найдено.

Ниже мы перечислим наиболее крупные группы сарматов и попытаемся дать очерк их истории. Однако этнический состав кочевых народов в то время был достаточно сложным. Народ обычно состоял из множества достаточно разношерстных кланов и племен. Кроме того, этот состав постоянно менялся. Сарматы, кочуя по степи, легко впитывали в себя или выделяли из своего состава различные племена. Формировались союзы, конфедерации племен, которые, просуществовав какое-то время, бесследно распадались.

Сарматские племена

Основные сарматские племена, упоминаемые Страбоном (68 г. до н.э. — 26 г. н.э.). Язиги и роксоланы обитали на северном побережье Черного моря, постепенно откочевывая в направлении Дуная. Сираки постоянно жили на Кубани, а аорсы, долгое время обитавшие в междуречье Дона и Волги, были выдавлены оттуда на запад аланами, пришедшими с востока. Пантикапей был столицей Боспорского царства, объединившего многие греческие колонии в Крыму и на Тамани.

 

Вооруженный луком кочевник охотится на кабана

Вооруженный луком кочевник охотится на кабана. Эмалевое золотое украшение ремня. Волосы кочевника собраны хвостом, ножны со скользящей проушиной. Предмет происходит из «Сибирской коллекции» Петра I, собранной в 1716 году и ныне находящейся в коллекции Эрмитажа. Несмотря на свое название, коллекция содержит множество предметов из Средней Азии, с Волги и Черноморского побережья.

            

Добавить комментарий