Аланы

В середине I в. н.э. вскоре после первых контактов римлян с язигами и роксоланами, из Средней Азии прибывает новая волна кочевников, занявших земли к северу от Каспийского моря и Кавказа. Аланы (греч. «Alanoi», лат. «Alani») появились как союз племен, причем далеко не все из них относились к сарматам. Аммиан говорит, что аланы прежде назывались массагетами, тогда как Дион Кассий еще более категоричен: «они массагеты».

Некогда могущественные массагеты пришли в упадок во II в. до н.э. Они послужили основой для того гуляша, который представляли собой аланы. Кроме массагетов в союз вошли потомки народа сака, прежде обитавшего в Трансоксании, а также некоторые другие среднеазиатские племена. Аммиан утверждает, что аланы получили свое имя от горной цепи, но в наши дни считается, что слово «аланы» происходит от «арианы» или «Иран». Не все историки признают эту этимологию. Уже римские авторы возводили название «аланов» к «албанам» — могущественному народу, населявшему некогда Кавказ. Один из грандиозных планов Нерона, вынашивавшихся им незадолго до гибели в 68 г., предусматривал покорение «албанов», которых некоторые историки считают за ошибочно названных аланов.

Первое крупное вторжение аланов на территорию Римской империи произошло около 73 г. н.э. Если верить Иосифу Флавию («Иудейская война»), аланы вторглись в Парфию со стороны восточного побережья Каспийского моря, пройдя через Гирканию и Мидию в Армению, где разбили армию царя Тиридата. Этот маршрут позволяет предположить, что многие аланы жили на северо-востоке Каспия. В 135 году аланы совершили еще один массированный набег на Малую Азию. На этот раз путь вторжения лежал через Кавказ. Снова опустошению подверглись Мидия и Армения. Однако римскому правителю Каппадокии арриану удалось собрать армию и отбросить аланов. В коротком тексте «Боевое наставление против аланов» Арриан описал свою тактику, позволившую одержать победу. Другой, более обстоятельный текст Арриана «Аланика» сожалению утерян.

К началу II в. аланы обосновались на нижнем течении Волги и на Кубани, заняв земли, прежде принадлежавшие сиракам и аорсам, которых они вытеснили на запад или ассимилировали. Влияние аланов простиралось далеко на запад и охватывало большую часть сарматского мира, который впервые получил однородную культуру.
Появление готов в первой половине II в. положило конец доминированию аланов в причерноморских степях. Аланы отошли к Дону, хотя некоторая часть осталась, объединившись с готами. В результате такого объединения готы освоили искусство верховой езды, а также получили характерные «животные» орнаменты.

Тем временем ощутимое влияние на аланов начали оказывать гунны. Аланы поддерживали с гуннами контакты со II в. н.э. Аммиан писал, что аланы «чем-то походили на гуннов, хотя их образ жизни и обычаи были не столь дикарскими». Иордан противопоставляет аланов и гуннов, говоря, что «в бою они не уступали друг другу, но аланы выгодно отличались цивилизованностью, умением держать себя и приличным внешним видом». Эти мирные отношения закончились с внезапным нападение гуннов на «танаитов» — донских аланов, перебив многих из них и заключив мирный договор с уцелевшими. Гунны совместно с аланами в 375 году разбили готов, а затем переселились на Венгерскую долину, которую выбрали в качестве постоянного места жительства.

Другие группы аланов и сарматов ушли на запад вместе с готами. В частности, аланы помогли готам одержать победу над римлянами при Адрианаполе в 378 г. Эта битва знаменита тем, что в ней погиб римский император Валент. Далее аланы разделились на несколько групп, и разошлись по всей европейской части Римской империи. Некоторые поступили на службу в римскую армию, другие присоединились к гуннам, остготам и вестготам. В последний день 406 г. аланы вместе с вандалами и свевами перешли по замерзшему Рейну в Галлию, подвергнув ее опустошению. Через три года они достигли Испании, разорив и этот регион. Хотя в 416 г. между вандалами и аланами возник острый конфликт, приведший к тому, что многие аланы были перебиты, правитель возникшего в Северной Африке государства вандалов называл себя Rex Vandalorum et Alanorum.

Когда в 453 г. умер Аттила, вместе с ним умерло и «царство гуннов». Армия гуннов, представлявшая собой винегрет из различных племен и народов, распалась на несколько отрядов, которые разбрелись по Европе. Европа погрузилась в Темные века. Хотя анклавы аланов какое-то время сохранялись в различных районах Европы, в первую очередь на севере Франции и Каталонии («гото-алании»), вскоре аланы полностью растворились в местном населении и окончательно исчезли из истории в VI в., оставив после себя такие топонимы, как Алленвилль или Алленкур. Только одна группа аланов сохранилась как самостоятельный народ. Когда гунны впервые появились в причерноморских степях, одна группа аланов отступила на юг, укрывшись в кавказских долинах. Здесь эта группа просуществовала на протяжении всех Средних веков и в настоящее время известны под названием осетин.

Кочевая жизнь аланов, нижнее течение Дона, I век н.э.

Кочевая жизнь аланов, нижнее течение Дона, I век н.э.

В середине I в. н.э. из-за Дона прибыли новые кочевые племена. От старых сарматов они отличались двумя среднеазиатскими новинками: более мощными луками и обычаем подстригать гриву коням зубцами.

1. Знатный алан
Этот знатный алан реконструирован на основе материала, обнаруженного в захоронении I в. н.э. Элегантный кинжал с клинком длиной 23 см находится в красивых ножнах. В захоронении также обнаружена дорогая конская упряжь, украшенная золотыми пластинами со вставками из полудрагоценных камней. Всадник носит пеньковую или льняную рубаху и шаровары. Кафтан он снял из-за жары, но верхняя одежда знати отличалась богатством украшений. Сапоги (xshumaka) были обычной обувью сарматов. Среди осетин – потомков аланов – до недавнего времени в употреблении были характерные сапоги с выворачиваемой подошвой, то есть подошва сперва пришивается к верхней части сапога, а затем сапог выворачивается наружу. Ремень, пропущенный подо подошвой, служит для того, чтобы сапог держался на ноге. Не следует путать его со стременем. Обратите внимание на стриженную зубцами гриву коня и хвост, спрятанный в длинный плетеный из кожи рукав. На римской мозаике VI века из Бордж-Джедида (Тунис) изображен конь «вандала» с клеймом-тамгой. Аланы, как известно, вместе с вандалами основали в Северной Африке свое государство.

2. Молодой сарматский воин
Большинство сарматских мужских захоронений содержат не много артефактов. Как правило, всё ограничивается коротким мечом или кинжалом с кольцевидной головкой, иногда встречаются примитивные гончарные изделия с характерными рукоятками в форме зверей. Мы изобразили здесь кожаную куртку, которую воин носит поверх рубахи из пеньки или льна. Свободные шаровары сочетаются с покрытым чешуей поясным ремнем. Обнаруженные фрагменты тканей свидетельствуют о том, что сарматы практиковали отделку одежды по краю контрастной по цвету тесьмой.

            

Добавить комментарий