Общество пиктов

Пикты не оставили письменных описаний своих жизней, истории, мифов и общественного устройства. Хотя археологические находки позволяют узнать о пиктах некоторые детали, без привлечения свидетельств со стороны других народов, населявших Британию, о жизни воинов-пиктов сказать можно крайне мало. К счастью, кельтская культура отличается значительным консерватизмом и единообразием. Например, в ирландском эпосе, этом «окне в Темные века», содержатся интересные сведения, поскольку ирландские герои часто посещали Альбу. Многие горские кланы ведут свою историю от пиктов. Известны поразительные параллели в социальной структуре горцев и валлийцев, что подтверждает близость шотландских горцев в культурном плане к пиктам, нежели к ирландцам.

Бриттская женщина из «Истории Великобритании» Джона Спида, 1611 г.

Бриттская женщина из «Истории Великобритании» Джона Спида, 1611 г.

Несмотря на всю атмосферу таинственности, пикты не жили в изоляции от остального мира. Вскоре после своего появления пикты установили тесные связи с ирландцами, скоттами, бриттами и англосаксами. Многое, что известно о пиктах, имеет свои аналоги у бриттов или ирландцев. Однако, есть и заметные различия.

Общество пиктов носило племенной или клановый характер, но в целом пикты отличались более высоким уровнем политической централизации, нежели их соседи. Народ пиктов жил в составе семи королевств, каждое из которых управлялось королем, позднее известным как toiseach, mormaer или «верховный управляющий». Каждый король имел избранного наследника (tannis), который одновременно исполнял обязанности заместителя короля или даже вице-короля, самостоятельно управляя отдельными регионами королевства. Например, правитель Оркнейских островов назывался в летописях subregulus.

Семеро королей подчинялись Верховным королям. Один Верховный король правил северными пиктами, другой – южными. Под южными пиктами понимались жители королевств Атолл, Киркин, Файф и Фортренн, а под северными – жители Кайтнесса, Морея и Абердиншира. Отношения между северянами и южанами неясны, возможно, они чем-то напоминают отношения северных и южных ирландцев. Южные пикты считались старшей ветвью народа. Разделение на северян и южан имело четкие географические границы. Южане в целом исповедовали христианство, тогда как северяне оставались язычниками. Однако, списки королей пиктов показывают, что ситуация была более запутанной. Существовали периоды, когда правил один Верховный король, некоторые Верховные короли приходили к власти неоднократно, иногда вместе с соправителями.

Королям подчинялись племенные вожди, управлявшие своими семейными кланами. Все кельтские народы большое внимание уделяли своей генеалогии, пикты в этом отношении не представляли исключения. Клан распадался на несколько семейств, объединенных наличием общих предков. Несколько связанных друг с другом кланов объединялись в племя или королевство. В отличие от раздробленного общества горцев, характерного для XVI-XVIII веков, кланы пиктов в военном отношении не имели самоуправления. Роль кланов ограничивалась социальной или правовой областями. За действия членов общины отвечала вся община. Даже по шотландским законам XII в. если кто-либо из клана совершал убийство, то весь клан должен был платить штраф в виде определенного числа голов скота.

На вершине клановой иерархии стол человек, называвшийся по-валлийски uchelwyr, а по-шотландски daoine uaisle. Предводитель клана принадлежал к тому же классу, что и подавляющее число пиктских воинов. Страбон сообщает, что отряды галльских воинов «все клялись в братстве друг другу». В XVIII веке сэр Ивен Камерон из Лохиела хвастал тем, что в его клане «все джентльмены». Средний класс пиктов состоял из свободнорожденных людей, которые обычно занимались сельским хозяйством, а за оружие брались лишь в случае чрезвычайной необходимости. У валлийцев такие люди назывались theog или alltud, а у шотландцев – «арендаторами». Позднее, они образовали класс простолюдинов. В Ирландии и на Гебридах простолюдинам запрещалось иметь оружие. На дне общества находились рабы, которые играли заметную роль в хозяйстве пиктов. При пиктском дворе в Далриаде имелась служанка-рабыня, о чем свидетельствовал Колумба, посетивший двор. Беда Достопочтенный сообщает, что пикты захватывают в рабство жителей Нортумбрии, в Св. Партрик выражал Коротику свое неудовольствие в том, что тот продает христиан-ирландцев в рабство «злобным пиктам-отступникам».

Несколько в стороне от этой социальной пирамиды находился класс друидов. Друиды были не только жрецами. Некоторые из них действительно занимались отправление религиозных обрядов. Но в число друидов входила вся интеллектуальная элита пиктов: историки, законники, судьи, учителя, философы, поэты, композиторы, музыканты, астрономы, пророки, советники, ремесленники, кузнецы, и даже некоторые вожди и короли. После принятия пиктами христианства это сословие сохранилось, причем даже христианских священников часто называли друидами.

Карта пиктских королевств

Карта пиктских королевств.
Южные пикты населяют четыре королевства: (a) Фиб, (b) Фортренн, (c) Фотлаг и (d) Кирик. Они отделены от северных королевств Грампианскими горами. Северных королевств три: (e) Ке, (f) Фидах и (g) Кайт. Точные границы королевств неизвестны, но скорее всего они проходили по естественным рубежам.
Кроме того, показаны Далриада (h) и Стратклайд (i), а также Нортумбрия (j). Бриттское королевство Гододдин (k) пало около 600 г. и было поделено южными королевствами пиктов, Стратклайдом и Нортумбрией. Галлуэй (l) с границей по реке Нит временами входило в состав Стратклайда или Нортумбрии, но фактически сохраняло независимость.

Пиктская серебряная шейная цепь длиной около 50 см и массой около 2 кг.

Пиктская серебряная шейная цепь длиной около 50 см и массой около 2 кг.

            

Добавить комментарий