Конструкция боевых повозок гуситов

Знаменитая боевая повозка гуситов представляла собой тяжелую четырехколесную телегу с усиленной обшивкой. Такую телегу тянула четверка лошадей. Нехватка лошадей всегда представляла для гуситов проблему, причем не только тягловых, но и верховых. Поэтому гуситы всегда искали способ пополнить конское поголовье.

В Чехии в наши дни проведена попытка реконструкции гуситской повозки. Определенно, что борта повозки имели легкий развал, нависая над колесами. Благодаря этому обстоятельству к верхней части борта можно было навесить дополнительный экран из деревянных досок, прикрепленных к веревкам.

Облучок боевой повозки

Облучок боевой повозки. Видно место ездового.

Такой экран подвешивали к левому краю повозки, обращенной к противнику. Ступицы колес усиливали вертикальные стойки, которые шли от концов осей к верхней кромке борта. Фактически борт повозки покрывала слоеная броня, обеспечивавшая достаточную защиту бойцов, находившихся внутри повозки. Внешний навесной экран обычно был гибкий: доски прикрепленные к вертикальным веревкам. Встречались также сплошные жесткие щиты, которые могли подниматься выше основного борта телеги. В борту повозки имелись треугольные бойницы, через которые велся огонь из аркебуз и арбалетов. Пространство под днищем телеги закрывала дополнительная доска. На некоторых рисунках того времени видно, что нижняя доска также имела треугольные бойницы.

На правом борту повозки узкая дверь открывала доступ внутрь. Дверь открывалась вниз, образуя своего рода пандус, по которому «экипаж» повозки мог быстро занять места у бойниц. Кроме личного оружия «экипажа» в повозке имелся ящик с камнями, подвешенный в верхней части борта. Эти камни можно было пустить в ход в критической ситуации. В повозке хранился различный шанцевый инструмент, который использовался, если на пути повозки встречался труднопроходимый участок. «Стандартная комплектация» каждой повозки состояла из двух топоров, двух штыковых лопат, двух киркомотыг, двух мотыг, двух совковых лопат, нескольких багров и цепи с крючьями. На повозках с пушками имелось все необходимое для обслуживания орудия, в том числе ядра и порох. Между колесами подвешивалось ведро. Это ведро использовали для борьбы с возможным пожаром или для того, чтобы напоить лошадей. Над каждой повозкой гордо развевался гуситский флаг с изображением чаши.

«Экипаж» повозки состоял из 15-20 человек. Отряд огневой поддержки насчитывал порядка шести арбалетчиков и двух аркебузиров. Остальные вооружались пиками, алебардами или боевыми цепами. Когда тактика вагенбурга была полностью отработана, распределение воинов по повозкам стало регламентироваться. Как правило, «экипаж» повозки насчитывал от 10 до 20 человек. В одном из регламентов говорилось, что при каждой повозке должно быть два кучера, два аркебузира, шесть арбалетчиков, 14 воинов с боевыми цепами, четыре алебардьера и два воина с мантелетами. Важно отметить, что далеко не все участники этого длинного списка вели бой, находясь внутри повозки. Кучера находились при лошадях. Воины с мантелетами, и по-видимому, несколько арбалетчиков, располагались в промежутке между двумя повозками. Воины с боевыми цепами равномерно распределялись вокруг повозки, участвуя в отражении попыток штурма. Только аркебузиры и часть арбалетчиков находились внутри повозки. Возможно, там же находилось несколько человек, вооруженных цепами или алебардами для защиты стрелков в ближнем бою.

Каждая повозка имела командира, повозки объединялись в отряды по десять штук. Командир линии командовал отрядом из 50-100 повозок. Пехота объединялась в сотни. Одни капитан руководил действиями всех повозок армии, другой командовал пехотой, третий командовал конными рыцарями.

Реконструкция гуситской боевой повозки

Реконструкция гуситской боевой повозки, замок Вышеград, Венгрия. Вид с правого борта, обращенного внутрь лагеря.

              

Добавить комментарий