Казнь Яна Гуса и начало гуситских войн

Гуситские войны имели место в XV веке в Богемии. Их часто называют гуситской революцией или гуситскими крестовыми походами, хотя крестовые походы здесь и имели место, но были направлены извне против гуситов и представляли собой только часть общей канвы событий. Кроме крестовых походов гуситские войны также включают в себя гражданскую войну между чешским и германским населением Богемии, а также множество конфликтов между различными фракциями самих гуситов. Гуситские войны представляли собой религиозную войну, религиозный конфликт был основной движущей силой на протяжении всего периода. На одной стороне конфликта были последователи казненного за ересь чешского проповедника Яна Гуса, тогда как противостояла им «интернациональная бригада», всякий раз состоявшая из разных участников.

Сигизмунд Люксембургкий, король Венгрии

Сигизмунд Люксембургкий, король Венгрии и младший брат короля Богемии Венцеслава IV. Именно он виноват в гибели Яна Гуса. Это, а также его претензии на богемский трон сделали его непримиримым врагом гуситов. Идеализированный прижизненный портрет короля. Композиция построена по принципу солнечных лучей.

Гуситские войны представляли собой переломный момент в истории Средневековья. С одной точки зрения, это был последний крупный крестовый поход, проведенный католической Европой против еретиков. С другой стороны, это был первый случай, когда ересь одержала победу в вооруженной борьбе. В результате европейское общество претерпело разительные структурные изменения.

Казнь Яна Гуса
Общество, которое взорвалось гуситскими войнами, испытывало огромное внутреннее напряжение, которое не могло не привести к гражданской войне. В начале XV века в Богемии укрепился чешский национализм, который был направлен против господствовавшего в стране немецкоязычного меньшинства. Этот дух национализма особенно силен был в городах и монастырях Богемии и Моравии. Кроме того, нарастало недовольство господством католической церкви, которое в Европе вылилось в движение, известное под названием Реформация.

Все эти три фактора объединились в лице одного человека – Яна Гуса, ректора Пражского университета. Ян Гус был религиозным реформатором, именно это сделало его врагом католицизма. В это время папство переживало времена внутреннего раскола, когда одновременно правили два и даже три папы: в Риме, Авиньоне и короткое время в Болонье. В 1412 году папа Иоанн XXIII (из Болоньи) начал готовить войну против неаполитанского короля Владислава, поддерживавшего римского папу Григория XII. Эта война частично финансировалась за счет средств, вырученных от продажи индульгенции. Индульгенции выдавались и прежде, например, за участие в крестовом походе. Но продажа индульгенций за деньги вызывала резкое неприятие многих благочестивых людей, а Ян Гус стал одним из наиболее беспощадных критиков этой практики.

Реакция на критику Гуса была жесткой. Папа Иоанн XXIII не только отлучил Гуса от церкви, но также потребовал срыть церковь в Праге, где служил Гус, назвав ее «гнездом ереси». Летом 1412 года Яна Гус отправился в добровольное изгнание, продолжавшееся два года. За это время он написал несколько важных произведений. При этом Гус сумел обзавестись массой сторонников, так как проповедь его теперь на ограничивалась пражскими студентами и группой интеллектуалов. Теперь он проповедовал всему народу. Претензии к злоупотреблениям, которые творила католическая церковь, были очень серьезными, а в своих речах Гус предлагал способы решения этих проблем. Семена будущей революции упали в плодородную почву.

Напряжение чуть ослабло, когда в 1414 году у Гуса появилась возможность познакомить со своими взглядами группу католических епископов. В 1415 году начался Констанцский собор. Католическая церковь переживала времена внутреннего раскола. Между собой боролись и против друг друга интриговали различные фракции реформаторов и консерваторов. Взгляды Яна Гуса отличались слишком большой радикальностью, поэтому он не надеялся на то, что встретит понимание. Более того, у него были все основания опасаться за свою жизнь в случае появления в соборе. Однако гарантом личной безопасности Яна Гуса на соборе выступил не кто иной как Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии и младший брат короля Венцеслава IV Богемского, главного союзника папы Иоанна.

Как и ожидалось, выступление Яна Гуса окончилось скандалом. Но вместо теологического спора Гус был арестован и подвергнут суду как еретик. Гарантии Сигизмунда оказались пустыми обещаниями, и 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен на костре. Это событие потрясло Богемию. Сторонники Гуса немедленно провозгласили его мучеником за веру. Вскоре после гибели Гуса о себе заявило движение гуситов. Недовольство очень быстро вылилось в вооруженное востание.

Первым шагом гуситов была церковная реформа. По католическому каноническому праву, во время причастия миряне причащались только хлебом, тогда как причастие хлебом и вином получали только церковнослужители. Гуситы отменили эту практику, начав причащать хлебом и вином всех участников мессы. Констанцский собор немедленно осудил это новшество, которое превратилось в своего рода сигнал «свой-чужой», по которому гуситы отличали друг друга. Священники, которые отказывались причащать мирян вином и хлебом, изгонялись из церквей, на их место ставились сторонники реформы, которые получили прозвище ультраквистов, от латинского sub ultraque parte – «причастие под обоими видами». Потир (чаша) с вином стал символом реформированной церкви Богемии. Изображение чаши скоро появилось на знаменах революционных армий.

Но реакция наступила достаточно быстро. Констанцский собор заседал в течение трех лет, пока не объявил о самороспуске в 1418 году. Основную цель собор достиг. Все три конкурирующие между собой папы были низложены и появилась возможность выбрать нового папу, которого признала бы вся церковь. Таким папой стал Мартин V, намеренный искоренит богемскую ересь.

Однако на практике оказалось, что очень многое зависит от позиции короля Богемии Венцеслава IV. Это незадачливый монарх находился под сильным влиянием своего брата Сигизмунда. В 1419 году Сигизмунду удалось убедить Венцеслава в том, что его корона находится под угрозой до тех пор, пока тот терпит в своем государстве гуситов. Венцеслав решил подавить мятеж силой, и это привело к катастрофе.

Ян Гус

Ян Гус проповедует крестьянам под открытым небом. Основной темой проповеди Яна Гуса была церковная реформа. Именно простой люд составил основу гуситского движения, начавшегося после мученической смерти проповедника.

              

Добавить комментарий