Шарф, бурлет, мантия, конские попоны

Шарф

Шарф (contoise) представлял собой кусок ткани, который крепили к шлему. Возможно, у шарфа было какое-то практическое значение, например, защищал шлем от нагрева на солнце, хотя это всего лишь предположение. Шарф мог быть разной длины (рисунки 94 и 102). Иногда он доходил только до шеи, в других случаях свисал до половины спины. Некоторые шарфы крепились к верхушке шлема, другие крепились изнутри и появлялись из-под нижней кромки шлема.

Считается, что шарф появился с началом Крестовых походов. Однако до XIV века шарфы встречались редко, а после короткого периода моды на них быстро исчезли.

Бурлет

Бурлет представлял собой дальнейшее развитие шарфа. Он появился в середине XIV века. В отличие от шарфа у бурлета не было никаких практических функций, он служил только как украшение. Собой бурлет представлял кольцо, свитое из двух полос цветной ткани, соответствующей тинктурам герба. Бурлет скрывал место крепления гребня к шлему. Примеры бурлета приведены на рисунках 107 и 109.

Высокопоставленная знать вместо бурлета носила шапо — меховую шапку из алого меха, отороченную горностаем. Пример шапо, принадлежавшей королям Англии, приведен на рисунках 99 — 101. После Эдуарда III корнет носили герцоги, князья и король.

На рисунке 110 показан пример гребня-бурлета, принадлежавшего лорду Виллоуби д`Эрсби (1409 г.). Обратите внимание на пучок перьев, удерживаемых брошью на шлеме сэра Томаса де Сен-Квентин (рисунок 92).

Мантия

Мантия представляла собой увеличенный вариант шарфа, защищавший голову и шлем рыцаря от погодных факторов. Мантию носили только во время турниров. Основной цвет мантии совпадал с основным цветом герба, обратная сторона мантии соответствовала основному металлу или меху герба. Иногда мантию украшали щитовыми фигурами или значками владельца. Например, Джон д`Обрюнж около 1345 года носил мантию, украшенную звездочками (рисунок 111). Джордж, герцог Кларенс имел мантию, украшенную белыми розами Йорков. В некоторых случаях фигура продолжалась вниз, образуя мантию. Германские рыцари Баденвайлеры (рисунок 103), Чар (рисунок 112), Хевтлер (рисунок 113) и сэр Симон де Фельбридж (рисунок 90). Черная кабанья голова на гербе сэра Ральфа Бассета (рисунок 114) продолжалась вниз, образуя черную мантию.

геральдика

Конские попоны

Все конские попоны состояли из двух частей, располагавшихся перед и после седла. Передняя часть могла быть разного размера, закрывая конскую голову или оставляя ее и шею открытой. Первые попоны были матерчатые и свободные по покрою. Они достигали кисточки над копытом лошади. У некоторых попон край имел зубчатую форму.

К середине XV века попона стала постепенно превращаться в пластинчатый пластый. Это увеличило цену и тяжесть попоны. Поэтому большинство лошадей имели всего лишь кожаную попону. Наружная поверхность попоны расписывалась гербами владельца. Представители высшей знати использовали специальные нарядные турнирные попоны.

Основной цвет попоны обычно совпадал с основной тинктурой герба владельца лошади. На обеих сторонах попоны повторялись основными фигурами герба. Иногда попону делали в цветах ливреи, особенно часто это отмечалось в Германии. В этом контексте интересно отметить, что когда герцог Херефорд (в будущем Генрих IV) выехал на дуэль с герцогом Норфолкским под Ковентри, его лошадь имела попону из синего и зеленого бархата, расшитая золотыми лебедями и антилопами. Эта дуэль была остановлена Ричардом II. Когда тело погибшего во Франции короля Генриха V отправили в Англию, оно было завернуто в попону из синего и зеленого бархата, с вышитыми антилопами.

Следует немного объяснить принцип нанесения геральдических узоров на попону. Возьмем, например, герб Уильяма, лорда Роса: червленое поле с тремя кожаными флягами. Для этого герба попона могла выглядеть следующим образом. Красное поле с тремя белыми флягами по бокам на задней и передней части попоны. Но допустим и вариант с одной флягой на каждой стороне передней и задней части. Возможен также вариант, когда попона заполняется изображениями герба, например, по три раза на каждой из сторон или по одному разу.

Возникает также проблема правого и левого, когда герб наносился по бокам коня. Считается, что конская голова всегда считается правой стороной, независимо от того, с какой стороны на животное смотрят.

Конские доспехи Отто Генриха

Конские доспехи Отто Генриха, пфальцгарафа Рейнского, 1532 г. Герб пфальцграфства и Баварии на задней части крупа повторяется и на небольших щитках, прикрепленных к шамфрону. Лев повернут в сторону лошадиной головы, которая определяла правую сторону герба. Окантовка попоны в цветах герба пфальцграфства.

Добавить комментарий