Указы и правила проведения турниров

Участники состязаний часто устанавливали дополнительные правила, оговаривающие, например, какое оружие разрешалось использовать в данном поединке или сколько ударов можно нанести противнику. Сборники таких правил составляли примерно за год до турнира. В сборнике конца XV века, например, говорилось, что участнику турнира, отступившему за барьер, не разрешается возвращаться на арену в этот день.

В Англии в 1466 году по приказу короля Эдварда IV было издано несколько указов, составленных лордом Джоном Типтофтом, графом Воркестером. Они должны были строго соблюдаться на всех видах турниров, проходивших в Англии. Указы, изданные позднее, были во многом аналогичны первым. Из дошедших до нас экземпляров этих документов можно узнать, за какие подвиги рыцарь мог получить награду:

1. Если он выбивал противника копьем из седла или смог повалить коня вместе со всадником на землю.
2. Если оно дважды наносил удар по железному наконечнику копья противника с тройным острием.
3. Если она трижды наносил удар по шлему противника в районе прорези для глаз.
4. Если рыцарь ломал несколько копий, не нарушая правил.
5. Если рыцарь смог продержаться на арене, не теряя шлема, дольше противников, и не нарушая турнирных правил и рыцарского кодекса чести, нанести наибольшее количество ударов, желательно копьем.

Доспехи для пешего боя

Доспехи для пешего боя. Доспехи, изготовленные в Гринвиче, предназначались для турнира, проводившегося на поле сражения под названием "Золотая парча" в 1520 году. Этот вид доспехов предоставлял великолепную защиту: широкие наплечники прикрывали подмышки, а дополнительные пластины - локтевые и коленные сгибы.

Рыцарь терял приз, если наносил удар лошади противника или самому противнику в спину, когда тот отворачивался или терял копье; если трижды задевал барьер, а также когда дважды снимал шлем, если только это происходило не по причине падения ослабевшей в бою лошади. Копье, треснувшее у основания железного наконечника, не считалось сломанным, а только частично поврежденным.

Иногда возникали затруднения, которые могли разрешить только судьи. Копья, как и лошади, должны были иметь определенный размер. Джехану де Бонифейсу было разрешено использовать боевое копье, но без наконечника с четырьмя остриями. Галиот де Балтасин появился на турнире 1446 года в Арасе на лошади, доспехи которой были снабжены железными шипами, и ему тут же приказали снять их. Его противник, Филипп де Тернан, потерял в бою пояс для ношения меча, поэтому меч, вложенный в ножны, находился на крупе лошади. Не в силах достать его, он был вынужден сражаться с Галиотом голыми руками, пока меч не выскользнул из ножен и не упал на песок арены. Только тогда Тернан был признан обезоруженным и его меч был возвращен ему в соответствии с правилами.

Некоторые сведения о размерах арены можно почерпнуть из описания состязаний 1467 года, проходивших в Смитфилде. Площадка 110 на 75 метров была обнесена двумя рядами частокола. Эдвард IV, взявший на себя роль судьи, сидел на трибуне, к которой вели ступени. Еще три трибуны занимали рыцари, сквайры и лучники королевской стражи. На трибунах, находившихся напротив, размещались мэр и члены совета графства. Констебль и обер-церемонимейстер, находившиеся на арене, сидели на стульях. Охрана констебля, состоявшая из восьми тяжеловооруженных конных рыцарей, герольдмейстер в короне, герольд или члены коллегии герольдии занимали свои места в углах арены. Члены ордена Подвязки и другие геролдмейстеры располагались на трибуне короля, по правую сторону от него. На турнире 1446 года в Сент-Омере для судей была сооружена каменная трибуна. «Парчовая арена» размером 400 шагов в длину и 200 шагов ширину, на которой проходил турнир 1520 года, была окружена рвом с насыпью в 90 см высотой. Она располагалась таким образом, чтобы солнце не слепило глаза участникам состязаний и знатным гостям, чьи трибуны находились на южной стороне.

Самым существенным изменением в турнирных правилах XV века было введение барьера, разделявшего участников состязания во время поединка. Его устанавливали не только из-за того, что соперники могли намеренно сбить друг друга с ног, но и потому, что двигаясь в пределах ограниченного пространства, рыцарь мог случайно задеть противника, ранить его или свою лошадь и повредить колени. Барьер помогал избежать подобных неприятностей. Один из первых барьеров, упоминаемый Монстреле в описании турнира 1429 года в Арасе, представлял собой простую веревку с подвешенным к ней куском ткани. Граф Сент-Мартин, по-видимому, имел обыкновение выезжать навстречу противнику из угла арены, что однажды чуть не оказалось гибельным для него: во время поединка с Гильомом де Вадри граф, двигаясь наискосок, повернулся к противнику правой стороной, подставив правую руку с поврежденным поручем. Наконечник копья, ударившего именно в это место, застрял в ране.

Вероятно, впервые барьер появился на турнирах в Италии, так как в летописях состязания, на которых использовалось это нововведение, назывались итальянскими. В Англии такие барьеры вошли в употребление после 1430 года, в Германии – в конце века. После введения барьеров открытый поединок не исчез. Оба вида состязаний продолжали существовать параллельно. Во время командного боя барьеры не использовались. Скоро барьер был видоизменен: веревку с подвешенным к ней куском ткани заменили деревянным барьером, высота которого доходила до 1,8 метра. На рисунке XVI века можно видеть, что концы барьера изогнуты таким образом, что заставляли участника состязания в конце пробега повернуть направо и не давали натолкнуться на забор или палатки, находившиеся за барьером. В другом конце барьера стояла надежная преграда, также заставлявшая всадника сворачивать вправо.

              

Добавить комментарий