Трактат короля Рене Анжуйского

Особенный интерес для изучающих историю рыцарских турниров представляет трактат короля Рене Анжуйского. Описывая события, имевшие место на турнире 1440 года в вымышленном городе Эйксе, он подробно рассказывает о всех формальностях, сопутствовавших церемонии проведения состязаний, которые существовали во Франции, Германии, Фландрии и Брабанте.

Лорд, желавший устроить турнир, вызывал герольдмейстера (или герольда из знати, если тот отсутствовал) и вручал ему затупленный турнирный меч. Рене рассказывает, как герцог Британский пригласил герцога Бурбона принять участие в турнире и вызвал его на поединок в присутствии девушек и дам. Было назначено четверо судей – двое из прихода, к которому принадлежал герцог Бурбон, двое – из другой местности. Судьи избирались из знатных баронов и известных рыцарей.

Боевой конь лорда входил в города первым. За ним парами следовали кони участвовавших в турнире рыцарей и сквайров. Следом шли трубачи и менестрели, герольды, служащие из коллегии герольдии, рыцари и сквайры с сопровождавшими лицами. Впереди судьей шествовали четверо трубачей, за ними – герольдмейстер и остальные участники.

Не распуская свою свиту, судьи строили с ее помощь временную церковь, идеально подходившую для демонстрации гербов, назначенной на следующий день. У судей был кусок холста размером 60 см на 90 см с начертанными наверху именами двух главных участников турнира и изображением их знамен. Внизу полотна располагались изображения знамен, имена, фамилии, титулы и должности четырех судей. В этот же день рыцари-камергеры приносили в церковь знамена принцев. Старшему из слуг или сквайров доверяли доставку вымпелов. Шлемы принцев несли старшие сквайры, шлемы рыцарей – дворяне, а шлемы сквайров – слуги. На следующий день участники состязаний выезжали на арену без оружия, не считая шестов. Знаменосцы несли за ними свернутые знамена. Здесь, на арене, все рыцари поднимали вверх правую руку и давали клятву не нарушать турнирных правил.

Рыцарский турнир, середина XV века.

Рыцарский турнир, середина XV века.

1. Герцог Бурбон.
Одетый, как для боя на дубинах, герцог держит в руках затупленный меч, привязанный к руке веревкой. Руки и ноги защищают поручи и поножи, голову — басцинет с решеткой, необходимой для этого вида боя. Поверх доспехов, прикрывающих туловище, надет табард с геральдическими эмблемами. Большое украшение наверху шлема представляет собой основную мишень для удара. По утверждению Энтони де ла Саля, для того, чтобы затупить боевые мечи, использовался большой жернов.

2. Доблестный рыцарь.
Этот рыцарь вечером предыдущего дня был избран победителем двумя самыми прекрасными дамами. К его копью привязан подаренный ими платок с золотой отделкой. Если рыцарь-победитель видел, что какому-то участнику турнира угрожает опасность ранения или смерти, он имел право, на бросив на него этот платок, остановить поединок. Шлем рыцаря можно видеть наверху дамских трибун.

3. Провинившийся рыцарь.
Этот рыцарь наказан за какую-то провинность. Он вынужден провести весь поединок в седле, установленном на ограде арены, По сведениям Де ла Саля и Георга Рюкснера, этого наказания заслуживали такие преступления, как лжесвидетельство, убийство, предательство, оскорбление или похищение женщины.

4. Знаменосец.
Знаменосцам не разрешали участвовать в турнирных боях, но они одевали доспехи, как и рыцари, чтобы избежать случайного ранения. Король Рене пишет, что в Северной Германии и на Рейне знаменосцы носили полированные доспехи, саллеты с плюмажем, куртки с золотой и серебряной нитью или изображением герба хозяина. Высота холки их коней, как правило, покрытых богато украшенной попоной, была почти такой же, как у боевых. Рене также сообщает, что во Фландрии, Брабане и Франции герольдам и служащим коллегии герольдии часто выдавали кольчугу, салле, поножи и поручи и приказывали нести знамя, сидя верхом на большой боевой лошади. Непривычные к такому способу передвижения, они часто роняли знамя или отставали от своег хозяина.

5. Слуга на коне.
Слуши обычно имели следующие доспехи: бригандину, саллет, латные рукавицы и поножи. В его задачу входило отражать удары дубиной, выкрикивать девиз своего хозяина в случае необходимости, вытаскивать его из толчеи.

6. Пеший слуга.
По сведениям Рене, пешие слуги носили жакет, саллет, а также латные рукавицы. Ожидая, когда он понадобится, слуга стоял между двумя рядами изгороди вместе с герольдами, служащими коллегии герольдии, трубачами, подававшими сигнал в конце состязания, и стражниками, державшими зрителей на расстоянии от участников турнира. Зачастую слуги помогали своему хозяину, участвовавшему в турнирном бою, орудуя шестом. По окончании турнира им выдавалась награда в виде стакана вина.

7. Судьи.
На трибунах мы видим судей, одетых в длинные мантии и держащие белые жезлы, указывавшие на их статус. Вверху и внизу трибуны прикреплены щиты с их родовыми гербами. Рядом с судьями находились герольдмейстеры, владевшие необходимыми сведениями об участниках соревнований. В летописи есть упоминание, что в конце XV века на арене было установлено несколько стоек, возле каждой из которых стоял герольдмейстер с пером, чернилами и бумагой, записывавший имена проигравших. Выбывшие из сражения не имели права вновь вернуться на арену. Поперек сцены натягивались веревки, разделявшие команды участников перед началом сражения. После того, как судьи отдавали приказ начинать бой, герольдмейстеры выкрикивали «Убрать веревки!». В это время четверо слуг разрубали веревки топорами и начиналось групповое сражение. При закрытии турнира традиционными криками было «Свернуть знамена!» и «Всем покинуть арену!»

              

Добавить комментарий