Прекрасные дамы

В летописях содержится очень мало сведений о присутствии дам на турнирах XII века. В произведении Джефри Монмаута «Сказание о британском короле», написанном в 1140 году, говорится, что дамы ободряли мужчин, сражавшихся у подножия трибун. В ожидании начала турнира Вильям Маршал пел, а рыцари и дамы из свиты графини Логни танцевали. Один из менестрелей тут же сложил песню, в которой говорилось, что ему очень нужен хороший конь. Вильям, в первом турнирном поединке выигравший коня, сделал щедрый подарок менестрелю. В «Ланцелоте», написанном Кретьеном де Тройсом в начале XIII века, говорится о том, что дамы стали постоянными гостьями турниров. Знатные лица, оказывавшие поддержку авторам рыцарских романов, всячески покровительствовали турнирам, привнося романтический настрой в суровый мир воинов.

Возрождение идеалов возвышенной любви, впервые распространившихся во Франции в XII веке; появление многочисленных рыцарских романов (среди которых самым популярным была «Повесть о рыцарях короля Артура») создали такую атмосферу, в которой большое значение придавалось соблюдению правил этикета и рыцарского поведения. Неудивительно, что в XIII веке поединки стали необычайно популярными. Росло сознание того, что защитник дамы должен относиться к ней с особым почтением, как это описывалось в рыцарских романах. Одним из характерных проявлений этой тенденции является пример Ульриха Лихтенштейна, который посетил несколько турниров на территории Священной Римской империи будучи переодетым в женское платье и парик с длинными локонами. После его рассказа об этом путешествии долгое время не утихали возмущенные пересуды о том, как могли оставить без внимания эту скандальную выходку благородные гости, посещавшие подобные состязания, и о том, много ли вымысла прибавлено к имевшим место фактам. Ульрих пишет о том, что в честь своих дам рыцари принимали участие в групповом сражении, ставшем менее многолюдным. Это говорит о том, что поединок был не единственным способом выказать свою доблесть и преданность избраннице.

Часто рыцари сражались на импровизированном турнирном поле, временно разбитом для конкретного состязания. Однажды Ульрих наблюдал за турнирным боем прямо с балкона гостиницы. Учитывая то обстоятельство, что он был одет в женское платье, можно сделать вывод, что трибуны не были обязательным атрибутом турнирного поля, не имевшего постоянного места. Перед поединком Ульрих брал с противника слово, что тот должен будет поклониться на четыре стороны света в честь дамы Ульриха, если тот вышибет его из седла. Жак де Вирти говорит, что дамы часто делали своим рыцарям небольшие подарки на память, считавшиеся знаками особого расположения. Таким подарком могла быть, например, вуаль, которую рыцарь повязывал вокруг шлема или с гордостью носил на копье. Заключительный поединок турнира все чаще стали посвящать дамам. Ульрих пишет, что на свадьбе дочери принца Леопольда Австрийского за турниром последовали танцы и другие рыцарские забавы.

Дух изысканности и возвышенной любви пронизывал торжественные приемы, игры и театральные представления. В Шавенси в перерыве между празднествами две девушки, переодетые пастухом и пастушкой, разыгрывали пантомиму под названием «Украденный поцелуй». Фантазии участников не было предела! Как-то одни из противников Ульрира явился на поле боя в черном монашеском одеянии; на голове у рыцаря красовался шлем, на котором были выгравированы волосы. В другом произведении Ульрих рассказывает о своих приключениях, когда он, переодетый королем Артуром, с шестью ближайшими друзьями предпринял путешествие по Европе. Каждый, кто хоть раз имел счастье сломать копье на поединке, допускался к «Круглому столу». Образ короля Артура был самым подходящим для использования вновь возникшей традиции. Самое первое упоминание о нем мы можем найти в летописи 1223 года, рассказывающей о турнире , проходившем на Кипре.

Сэр Джон Холланд на турнире 1390 года в Смитфилде

Сэр Джон Холланд на турнире 1390 года в Смитфилде (справа)

Согласно описаниям Фруассара и Кастона, большую часть тела защищали пластинчатые доспехи, поверх которых надевали плотно облегающий жюпон. Под ним находились другие доспехи. Кожаную короткую куртку с прикрепленными к ней железными пластинками надевали поверх кольчуги и акетона на мягкой подкладке. Доспехи большей частью боевые, немного модифицированные для турнира: например, тяжелая стальная рукавица, внешний вид которой мы можем представить себе довольн приблизительно. Эмблема сэра Джона в виде белого оленя говорит о том, что он сражался на турнире на стороне короля Ричарда II.

Дама.
На платье у дамы мы видим эмблему с изображением белого оленя. Кастон утверждает, что такую эмблему носили все стороннники короля. Судя по докладам о турнире следующего года, эмблемой на нем был рулон зеленого сукна. Леди, ведущая своего рыцаря на золотой цепочке, возглавляет процессию из 60 таких же пар. Поверх кофты с длинными рукавами у дамы надето сюрко с глубокими вырезами по бокам, доходящими до бедер и делающими заметным «пояс верности».

Сквайр.
Сквайр едет верхом на лошади своего хозяина. Этот молодой человек 20 лет от роду одет по последне моде — в короткое платье с высоким воротом. Шлем сэра Джона с украшением наверху имеет дополнительную укрепляющую пластину.

              

Добавить комментарий