Воинская подготовка викингов

Самым распространенным боевым подразделением в древнескандинавском обществе являлось племя, состоявшее из семей или кланов. Древние скандинавы называли эти многочисленные семейные группы аетами. В одной из саг это слово употребляется в отношении некого воина Ангантира и его сыновей, составлявших отряд берсерков, самых яростных воинов-викингов. В обществе, где семья являлась основной боевой единицей, воинская подготовка была частью повседневной жизни.

Обух топора, найденный в реке Темзе

Обух топора, найденный в реке Темзе, неподалеку от Уайтхолла. Как большая часть оружия IX-X веков, он оказался в реке скорее всего в процессе совершения религиозного обряда.

Преданность кровных родственников друг другу основывалась не на материальной зависимости. Для общества, в котором лидер и его сторонники являлись родственниками, была характерна «распределительная экономика». Иногда возникали искусственно создаваемые кланы. Некоторые из них состояли из безземельных молодых людей, живших разбоем. Вероятно, такие изгои давали пищу для рассказов о берсерках. В некоторых сагах говорится о том, что берсерки составляли группы бродячих разбойников. В исландском обществе периода раннего средневековья, где так много зависело от семьи, прав на землевладение и постоянное жительство, берсерки были людьми, потерявшими свои корни.

Саги донесли до нас несколько видов клятв, узаконивавших существование искусственно созданного клана. Одна из них описана в саге «Гисли» следующим образом: «Из почвы вырезался большой кусок дерна, концы которого оставались на земле. Дерн приподнимался в середине с помощью копья, древко которого было настолько длинным, что державший его человек вытянутой рукой едва дотягивался до заклепок наконечника. Приносившие клятву смешивали свою кровь с землей, находившейся под дерном. Они преклоняли колени, пожимали друг другу руки, призывая богов быть свидетелями их клятвы.»

Еще одним семейным обычаем было отправлять детей и подростков на воспитание в дом одного из родственников, принадлежащих к данному клану, чаще всего – дяди. В древнегерманском обществе сохранилось множество слов, дающих; понятие о подробностях взаимоотношений, характерных для такой системы воспитания. Жизнь и обязанности мальчика-подростка в доме приемного родителя не отличались от жизни и обязанностей его родных сыновей, включая воинскую подготовку.
В начале эпохи викингов эта подготовка зависела от традиций естественного или искусственного клана. Старшие члены клана передавали секреты воинского искусства молодому поколению во время тренировочных боев или устно. Устное предание существовало в форме рассказов о подвигах дедов и жизни героев, из которых молодые воины черпали знания об обязанностях воина.

В саге об Эгиле говорится, что подросток по имени Эгил Скалагримсон отличался особенной жестокостью. На первых порах его поощрял к этому Торд Грэнисон, молодой воин, немногим старше Эгила. Когда Эгил поспорил с другим подростком, Гимом Хегсоном, и дело дошло до драки, именно Трод подстрекал Эгила к убийству Грима и даже одолжил ему снаряжение для поединка. А ведь Эгил к тому времени еще не достиг возраста 12 лет! Точно такой же случай имел место в юности у Гретира Асмудсона, хотя он и не закончился смертью противника, а привел к взаимной мести. В первый раз Гретир убил человека, когда ему было всего 15 лет. Если считать эти свидетельства заслуживающими доверия, то перед нашим взором предстает довольно мрачная картина. Видимо, в обществе викингов насилие было настолько обычным делом, что незначительный спор мог закончиться увечьем или смертью одного из участников. Чрезвычайно агрессивное поведение юношей считалось нормой. Их никто не сдерживал и вышеописанные проступки почти никак не наказывались. Такими средствами у молодежи воспитывалось определенное отношение к воинской жизни. Даже детские игры включали в себя элемент воинской подготовки, что привело Эгила и Гретира к всплеску жестокости уже в раннем юношеском возрасте. Считалось, что эти игры подготавливают мальчиков к обращению с настоящим боевым оружием. Мастерству владения оружия в древнескандинавских письменных источниках уделяется большое внимание, так как считалось, что для воина-викинга этот навык был жизненно необходим.

              

Добавить комментарий