Социальная и военная организация Скандинавии

Различия между скандинавским обществом Средневековья и остальной Европой можно легко преувеличить. В целом, общество в Скандинавии сохраняло многие архаичные черты. Имелись также заметные различия в социальной организации Дании, Швеции и Норвегии. В целом можно сказать, что чем дальше к северу, тем больше оставалось следов племенного строя.

Тогда как Западная Европа становилась феодальной, в Скандинавии сохранялся родовой строй. Лишь много позже в Скандинавии укоренились представления о божественном происхождении королевской власти, а аристократия начала получать земли от короля в обмен на несение военной службы. В конце XI века и на протяжении века XII во многих районах Скандинавии родственные связи оставались основными скрепами, соединяющими общество.

Здесь не было правителей и королей, обладавших суверенным правом над родом или группой родов. Вместо этого существовали добровольные связи, которыми отдельные лица и социальные группы предлагали верность и службу в обмен на «дары». Как известно, «дарение» было основной чертой дофеодального общества. Своими корнями «дарение» уходит в Бронзовый век. Этот обычай был повсеместно распространен в Европе. Позднее на обычай дарения наложилась идея божественного происхождения королевской власти. В результате земля стала королевской собственностью, король дарил ее своим вассалам в обмен на верную службу. Так возникли феодальные отношения.

В ранний период Средневековья дарение в Скандинавии было возможным за счет грабежа и получения дани. Успешные набеги прекратились в конце эпохи викингов, то есть в XI веке, поскольку прежние жертвы стали достаточно сильны, чтобы дать обидчикам отпор. Это сделало набеги опасным и невыгодным делом. В результате скандинавским правителям пришлось искать новые источники подарков, для поддержания верности своих последователей.

В результате численность скандинавских армий упала, так как уже было невозможно привлекать на службу людей за счет участия в дележе трофеев. Главным источником дохода для правителей стали их личные владения. Таким образом, потенциал скандинавских королей резко сократился. В таких условиях они с одобрением отнеслись к христианской доктрине божественного происхождения королевской власти, которая позволяла королям объявить своим все экономические активы и подчинить себе все владения.

Трения между знатью и королем существовали в Западной Европе, и Скандинавия не составляла исключение. Короли считали себя владельцами всех земельных угодий в своем королевстве, тогда как знать не желала признавать над собой власти короля, утверждая, что их имения принадлежали им еще задолго до воцарения нынешней династии. В результате король делался заложником доброй воли своих аристократов, а настоящие вассальные отношения скандинавским королям удавалось строить только за счет раздаваемых в лен собственных земельных владений. Но раздавать землю было не слишком выгодно, так как она служила главным источником дохода королей. Скандинавские короли испытывали хроническую нехватку наличных денег на протяжении всего периода Средневековья и Ренессанса, причем нехватка здесь была острее, чем где бы то ни было в Европе.

Руины средневековой церкви в Хвалси под Квакортоком, Гренландия. Здесь находилась главная часть Восточного поселения.

Руины средневековой церкви в Хвалси под Квакортоком, Гренландия. Здесь находилась главная часть Восточного поселения.

              

Добавить комментарий