Военные ордена на Святой Земле

Когда Константин I в 313 г. объявил христианство государственной религией Римской империи, церкви пришлось сформулировать свое отношение к войне. Восточно-Римская империя рассматривала войну как способ защиты веры. Были канонизированы святые покровители военного дела, такие как св. Георгий Победоносец. На Западе утвердилась иная точка зрения. Здесь считали войну безусловным злом, хотя уже при Августине (354-430) была одобрена концепция «правой войны», и солдатам, участвовавшим в такой войне, давалось прощение.

Печать нищенствующих рыцарей христовых

Печать нищенствующих рыцарей христовых

Во времена папы Григория Великого (590 — 604) на западе распространение получила идея о том, что еретиков и неверных следует обращать в христианство силой. Но лишь во второй половине VIII века во время войны каролингов с саксами, христианским вождям удалось объединить свои политические и религиозные интересы. Тем временем, в VIII веке на территорию Испании и Франции вторглись сарацины. Римская церковь поддержала войну против неверных. С этого времени для поднятия боевого духа священники обязательно служили мессу перед началом сражения, а перед солдатами несли мощи святых.

К середине XI в. папа Лев IX (1049 — 1054) начал войну со вторгшимися на юг Италии норманнами. В войне он использовал риторику «освобождения христианства». Папские благословения и хоругви раздавались для участников войны с мусульманами в Испании в 1063 г., а также участникам вторжения в «еретическую Англию» в 1066 г. Все эти кампании рассматривались как «священная война», хотя и имели политическую природу. Ко времени папы Григория VII (1073-1085) формировал армии, обещая солдатам денежное и духовное вознаграждение. Таким образом, папа превратился в военного лидера.

Когда папа Урбан II объявил священную войну или крестовый поход в поддержку Восточной Церкви и христиан Иерусалима, его призыв получил массовый отклик. Битва за веру стала частью рыцарского кодекса. Каждый уважающий себя рыцарь должен был поучаствовать в крестовом походе.

Так в Западной Европе объединились две идеи: рыцарство и церковь. Этот странный на первый взгляд союз во многом определил ход Средних Веков.

После того, как в 1099 г. пал Иерусалим, большинство рыцарей, решивших не возвращаться в Европу, осели на территории независимых государств, возникших в Палестине. Перед властями встала проблема защиты пилигримов и борьбы с мусульманскими соседями, окружавшими полоску освобожденной земли. В какой-то момент оборону Иерусалима обеспечивало всего 500 рыцарей, этого было совершенно недостаточно. Кроме того, рыцарям приходилось защищать и другие крепости Святой Земли, а также патрулировать дороги.

 

Добавить комментарий