Тамплиеры – Рыцари Храма

Первый рыцарский орден был сформирован в 1115 г. Гуго де Пейном Бургундским и Годфри де Сен-Адемаром Фламандским. Первые семеро братьев ордена были выходцами из северной Франции. Небольшая группа добровольцев опровождала пилигримов на пути из Иерусалима в Иерихон, а оттуда на берег Иордана, где крестился Христос.

В 1118 г. небольшая группа рыцарей поклялась иерусалимскому патриарху защищать паломников и дала монашеские обеты бедности, повиновения и воздержания. Двое основателей ордена первоначально имели одну лошадь на двоих. Братья поклялись, что будут носить только ту одежду, какую им дадут, и сражаться только собственным оружием. Из этих идеалов нестяжательства и родилось первое название ордена: «Орден бедных рыцарей Христовых».

Первое время «бедных рыцарей» финансово поддерживал Иерусалимский патриарх, а затем король Балдуин II, впечатленный их преданностью, позволил им поселиться в крыле королевского дворца, превратив их в неофициальную гвардию. Новая квартира ордена находилась на месте Соломонова Храма, что послужило причиной к появлению нового названия ордена: «орден рыцарей Храма» или «орден тамплиеров».

С этого времени численность ордена начала расти. Орден получил постоянную организацию по монастырскому образцу. Около 1124 г. Гуго де Пейн посетил Европу, где написал устав ордена. Устав был утвержден церковным собором в Труа. Собор утвердил статус ордена, как военно-монашеского. Гуго де Пейн также встретился с аббатом цистерцианского монастыря Бернардом Клервосским, одним из величайших духовных авторитетов своего времени.

Именно Бернард стал основным автором устава ордена тамплиеров, положив в его основу устав простого монашеского ордена цистерцианцев. С самого начала Бернард активно поддержал цели бедных рыцарей и саму концепцию военно-монашеского ордена. Он не видел никакого противоречия между этими двумя составляющими. По его мнению тамплиеры были первыми настоящими воинами Христовыми, полностью посвятившими себя той цели, какой обязаны были служить все христианские рыцари. Бернард написал небольшой трактат «Похвала новому рыцарству», представлявший собой апологию тамплиеров:

«Рыцари же Христовы могут без опасности сражаться в битвах своего Господа, не страшась ни греха, если поразят врага, ни опасности собственной смерти; ибо убивать или умирать за Христа не есть грех, а есть, напротив, могучее притязание на славу. В первом случае обретаешь нечто для Христа, во втором же обретаешь Самого Христа.

Щедр Господь, принимая смерть оскорбившего Его врага, и еще щедрей — отдавая Самого Себя на утешение Своему павшему рыцарю…
Прежде всего, никоим образом нет у них недостатка в дисциплине, и не находится в небрежении послушание.

Как свидетельствует Писание, сын непослушный погибнет, ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. Посему они приходят и уходят по приказанию своего старшего. Они носят то, что он им дает, и не смеют надевать или вкушать что-либо, поступающее из другого источника. Таким образом, они бегут всякого излишества в одежде и пище и довольствуются необходимым. Они живут, словно братья, в радостном и трезвом обществе, без жен и детей. Дабы не было никакого недостатка в их евангельском совершенстве, они селятся совместно, одной семьею, не имея никакой личной собственности, заботясь о том, чтобы хранить единство Духа в узах мира. Можно сказать, что все их множество имеет одно лишь сердце и одну душу, до такой степени, что никто не следует своей собственной воле, а старается следовать за командиром.

Никогда не сидят они без дела и не слоняются бесцельно, а по редким случаям, когда не находятся на посту, всегда заботятся о том, чтобы заслужить свой хлеб, чиня изношенные доспехи и изорванную одежду или просто наводя порядок. В остальном ими руководят общие нужды и приказания их наставника.

Между ними нет лицеприятия, и почтение оказывают заслугам, а не благородной крови. Они соперничают друг с другом во взаимном уважении и носят бремена друг друга, исполняя тем самым закон Христов. Ни одно неуместное слово, праздный поступок, несдержанный смешок, ни даже легчайший шепот или ворчание, будучи замечены, не остаются без исправления. Они отреклись от костей и шахмат и с отвращением отвергли гончую охоту; не услаждают себя нелепой жестокостью охоты соколиной, что у других в обычае. Что до шутов, чародеев, бардов, трубадуров и поединщиков, они их презирают и отвергают, как и многие иные тщеты и неразумные хитрости. Волосы они имеют короткие, в соответствии с речением апостола, говорящего, что постыдно мужу ухаживать за мягкими локонами. Редко они моются и никогда не сооружают причесок, довольствуясь видом растрепанным и запыленным, несущим отметины солнца и их доспехов».

Крепость тамплиеров

Лоарре, недалеко от Уэски в Арагоне, построен в конце XI в., позднее достраивался. Это один из центров ордена тамплиеров в Испании.

              

Добавить комментарий